Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Рязанский Кремль

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532 г. Епископ Иона подарил собору колокол (см. выше).

На южном фасаде Архангельского собора, в его западном прясле, отчетливо видны остатки древней закомары, основание которой значительно ниже уровня пят новых закомар. Верх стен надложен приблизительно на 1,5-2 метра. Сохранившееся в этом же прясле первоначальное окно также значительно ниже существующих громадных окон II пол. ХIХ в. Очевидны переделки и в порталах собора, которые были прорублены вверх больше, чем на метр; над ними видны следы заложенных древних окон или, может быть, киотов. Существенно переделаны апсиды, из которых лишь одна сохранила свои первоначальные размеры и конфигурацию. Остатки древних окон видны также на северном фасаде.

Внутри собора также заметны позднейшие перестройки .Из другого кирпича выложены своды, а также надложены верхи столбов- от нижней тяги их антаблемента до верхней. Следовательно, новым является и барабан главы.

Архангельский собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный, одноглавый храм, с тремя апсидами и тремя входами. Его особенностью является, при крещатости столбов, отсутствие пилястр на внутренних стенах, а также сдвинутость внутренних столбов к востоку по сравнению с соответствующими им наружными лопатками. Крещатые столбы, обычные в постройках рубежа ХIV-ХV вв., снова появились в строительстве Московского государства в конце ХV в. Столбы, сдвинутые к востоку, были характерны для построек ХV в.

Как же можно датировать Архангельский собор Рязани ? По данным древних записей, постройка относится еще к концу ХIV в. Весьма возможно, что уже тогда, в связи со сближением с Москвой возникла мысль возвести в Кремле не только Успенский собор- собор общегородской, усыпальницу князей, -но, по подобию Москвы, также и Архангельский собор- княжескую домовую церковь и усыпальницу епископов. Если таковой и был тогда сооружен, то, надо полагать, -деревянный.

Крещатость столбов существующего собора могла бы говорить о ранних датах ХV в. Однако крупный кирпич, из которого собор построен, указывает на конец ХV в., на время после 1470 г.

Анализируя общие исторические сведения о Переславле Рязанском ХV в., можно прийти к заключению, что архангельский собор был действительно построен в 1470-х годах. Сильные укрепления во II- ой половине века обеспечивали городу относительно спокойствие и безопасность. После женитьбы московского князя Ивана III на Софье Палеолог (1471 г.) московский двор зажил новой, более пышной жизнью, которой во всем подражала и Рязань. Именно в это время могла скорее всего возникнуть у князя мысль соорудить собственную великокняжескую церковь. Княгиня Анна также уделяла большое внимание строительству и оборудованию церквей. Известно, что она подарила в 1485 году В Успенский собор города замечательное произведение искусства- вышитую шелками и золотом пелену. Наконец в существующем Архангельском соборе был, как уже указывалось, в 1482 г. Похоронен епископ Феодосий, назначенный в Рязань как раз в связи с приходом в Москву Софьи Палеолог в 1471 г. Таким образом, можно считать вероятной (приблизительной) датой возведения Архангельского собора- 1475 г.

Архангельский собор, представляющий в плане близкую аналогию, например, Троицкому собору Троице- Сергеевской лавры, построенному на пятьдесят лет раньше, был, возможно, очень близок ему и во внешней отделке. Он имел, видимо, относительно высокий цоколь и три рундука; гладкие, расчиненные лопатками стены с килевидными закомарами; узкие, щелевидные окна в боковых пряслах; высокие, близко подходящие к карнизу апсиды с такими же окнами; килевидные, с бусинами на колонках порталы. Первоначально круглый барабан главы был сдвинут к востоку, ближе к центру массы всего здания. Над закомарами располагался второй ряд угловых кокошников, а над ними, вокруг квадратного постамента барабана, третий их ряд. Оригинальным является также кирпичный антаблемент у основания закомар. С помощью шурфор выявился и древний цоколь собора. Его профиль чрезвычайно близок рисунку цоколя старого Успенского собора. Древний пол собора был из поливных коричневых плиток, выложенных звездами. Аналогичный пол был сделан и в Архангельском соборе Москвы (только в несколько цветов).

Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 г., от которого он пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Согалича В.Х. Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора ( своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру четверика надложил новый карниз с закомарами. В это время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.

С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю. К. Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце I чет. ХIХ в. По проекту губернского архитектора С. А. Щеткина в 1864 -1865 годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в одной из арок перехода, соединяющего палаты епископа с большим Успенским собором, Щеткин встроил белокаменный портал в ложно- русском стиле. Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом.

Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал художник Н.В. Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им. Имеются в барабане главы.

Древний иконостас собора не сохранился, но несколько икон из него конца ХV- начала ХVI в. находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая икона архангела Михаила «Чудо в Хонех», святой Троицы, Благовещения, святого Николая Чудотворца, Страшного суда, святой Софии Премудрости Божией, святой Параскевы. Образ святой Софии таков: «в середине ангел с лицом огненного вида, с огненного же вида одеждою и крылами. Он в царском долматике и венце, на престоле. В правой руке у него жезл с лучезарным крестом на верху. Над головою ангела Саваоф со святым Духом. Руки его простерты на благословение. По обеим сторонам Саваофа по два ангела: два- с рипидами, два с надписью: Бог, над Саваофом престол, а на нем книга и слова: «В начале бе слово и слово бе в Богу и Бог бе слово, се бе искони у Бога». По сторонам ангела крылатого Богоматерь с руками, простертыми на молитву, и святой Иоан Предтеча, у него в левой руке свиток, а в нем слова: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира».[ ]

В архангельском соборе похоронены рязанские архиереи:

-епископ Феодосий, скончался в 1481 году;

 епископ Симеон, скончался в 1496 году;

 епископ Иона II, скончался в 1547 году;

 епископ Михаил II, скончался в 1551 году;

 епископ Гурий (Ружецкий), скончался приблизительно в 1560 году;

 архиепископ Феодорит, скончался 10 сентября 1617 года;

 архиепископ Иосиф II, скончался в 1621 году;

 архиепископ Антоний, скончался 15 февраля 1637 года;

 архиепископ Мисаил, убит в Шацком уезде язычниками при обращении их в веру Христову 10 апреля 1655 года. Над гробницей в футляре хранится с 1734 года мантия Мисаила, на которой видны пробоина и следы крови, находившаяся до того времени во владении боярского сына Федора Куабицкого и перенесенная в Архангельский собор по распоряжению архиепископа Алексия.

 митрополит Иларион, скончался 4 июня 1673 г.;

 митрополит Иосиф IV, скончался 21 сентября 1681 г.;

 митрополит Павел (Моравский), скончавшийся 4 сентября 1686 г.;

 митрополит Стефан (Яворский), скончавшийся 27 ноября 1722 г.;

 архиепископ Сергий (Крылов-Платонов), скончался 18 августа 1824 г.;

 архиепископ Гавриил (Городков), скончался 7 апреля 1862 г.;

 епископ Мелетий (Якимов), скончался в 1900 г.

Из этих иерархов особенно замечательны вот какие. Архиепископ Феодорит. Родился он при царе Иване Грозном в 1551 г. Говорили в старину, что он был родственником боярину Щереметьеву, имел поместья в рязанской земле. Когда ему было уже около 40 лет, он подстригся в монахи, а в 1605 г. Казанский митрополит Гермоген посвятил его в чин архиепископа Рязанского и Муромского. При Феодорите был достроен прежний Успенский собор, при нем обретены мощи святого Василия, епископа Рязанского, и перенесены из Борисоглебской церкви в Успенский собор. Существует предположение, что Феодорит сложил в честь святого Василия хвалебные песни в стихирах, тропарях и кондаках, составил жизнеописание св. Василия и приказал изобразить его на иконе.

В церковном древлехранилище хранится золотой крест чеканной работы, который Феодорит по обещанию отдал в Успенский собор. На этом кресте есть надпись: «По обещанию Феодорита архиепископа Рязанского и Муромского лета 7119 (1611) генваря 6 день». А среди старинных антиминсов есть антиминс того времени, когда в Москве вся власть сосредоточилась в руках бояр. Антиминс сделан из грубого холста, на нем нет никаких изображений, кроме креста, изображенного чернилами, с такой надписью: «Лета 7120 (1612) освящен храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа великого московского царства при боярах и при архиепископе Феодорите на память святого апостола Филиппа ноября 14 день».

Самый знаменитый из рязанских владык, что погребены в Архангельском соборе- Стефан Яворский. Рязанским митрополитом он был с 1700 г. И до конца дней своих, то есть до 1722 г. Однако в Рязани Стефан почти не жил: вскоре после того, как его поставили рязанским митрополитом, умер патриарх Адриан, тогда Петр Великий назначил Стефана «блюстителем и экзархом патриарша престола», а когда Петр учредил Синод, то Стефан был назначен его президентом. Так и

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»