Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Рязанский Кремль

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


и пришлось Стефану почти все время жить то в Москве, то в Переславле. Умер он в Москве, а погребен был в Рязани сначала в Успенском соборе, а затем в Архангельском.

Замечателен Стефан не только тем, что он занимал такие высокие должности, но и тем, что был знаменитым проповедником и сочинителем. Самое известное его произведение: «Камень веры, православным церкви святые сынам на утверждение и духовное назидание духовное назидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазны- на восстание и направление». В семинарской библиотеке доныне хранится книга «Камень веры», а в ризнице архиерейского дома есть панагия, которую Петр Великий подарил Стефану.

АРХИЕРЕЙСКИЙ ДВОР

О истории возникновения Архиерейского двора повествует Д.Солодовников в своей книге «Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины»: «В те далекие времена, когда Переславль был стольным градом Рязанского княжества, в «городе» жили князья рязанские, а владыки рязанские жили «на посаде», соборную святительскую церковь, кафедральным собором, тогда была церковь святых Бориса и Глеба на посаде, там же и дом был у владык для жительства, и этот архиерейский дом на посаде назывался Богородичным архиерейским. Но вот захватила Переяславль Москва, в Переяславль приехал московский наместник, а владыка рязанский Иона был переведен с посаду служить в Кремль, в Успенский собор, и поставил епископ Иона себе в Кремле дом владычный, а дворе каменную церковь Усекновения Иоанна Предтечи, две каменные палаты, две поварни каменные. И стояли эти строения до 1647года. А в 1647 году почти весь Кремль сгорел, тогда сгорел и Архиерейский дом и соборная колокольня с колоколами, обгорели каменные церкви Архангельская и Предтеченская. Лет через 6 после этого архиепископ Мисаил начал строить себе новые каменные палаты». После пожара 1647 года уцелели стены Предтеченской церкви и одной из палат. Именно к ним были пристроены новые палаты, наверху палат была сооружена новая двухсветная церковь Иоанна Предтечи трапезной. Строились новые палаты в 1653, 1654 и 1655 году «подрядчиком из Москвы каменных дел подмастерьем Юрьем Канильевым сыном Яршовым». Эти палаты сохранились и до наших дней- это передняя часть Архиерейского дома, которая представляет собой особый интерес для ученых исследователей, которые характеризуют ее как замечательное старинное русское здание; особенно они отличают наружные окна и входные внутренние двери. Вот что пишет о них Л.П. Новицкий в книге «История русского искусства с древнейших времен» (том 1, стр.280): «Детали дверей несколько своеобразны. Первая имеет пофронтонную арку довольно крупного узора, что в русском стиле встречается сравнительно редко. То же можно сказать и про столбы, отделанные профилем с поворотами вверху и внизу, испоминающими западные мотивы, так же, как и раковина в арке второй двери».

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Особенно интересна была церковь Иоанна Предтечи. К ее высоким стенам с юга примыкала двухмаршевая крутая лестница с кровлей, опирающейся на открытые арки. Она начиналась под прямым углом к зданию, а затем поворачивала вдоль его южной стены. Вверху она заканчивалась площадкой, арки которой служили одновременно звонницей. От этой верхней площадки шла вдоль западной стены церкви открытая паперть. Здесь был расположен вход, ведущий в пониженную трапезную часть церкви, из которой второй портал завершался главой. Верх каждой из стен увеличивали кокошники.

Сейчас уже трудно представить себе все особенности отделки церкви Иоанна Предтечи, построенной Ершовым. Реставрационными работами было выявлено и восстановлено два портала и окна трех фасадов. Эти окна, а особенно порталы, характеризуют Ершова как очень тонкого, талантливого мастера. Один белокаменный портал сохранился в проходе из трапезной в церковь (краеведческий музей древнерусского искусства), другой- на южном фасаде палат, в их восточной части. Порталы эти в известной степени традиционны и повторяют общую форму порталов ХVI века. Однако изящество их обломков, тонкость прорисовки деталей, чрезвычайно простых, но исполненных точно и ясно, с большим пониманием пропорций, позволяют судить о достоинствах всей постройки, теперь уже видоизмененной.

Само здание епископских палат было довольно длинным, одноэтажным, на подклете. Высота подклета была увеличена к востоку в следствии падения уровня земли, в последующие столетия, впрочем, почти выровненной. Палаты имели на южном фасаде два входа, которые вели в двое сеней. К сеням примыкали жилые комнаты и комнаты для приема посетителей. В комнатах были большие изразцовые печи.

Яршов, однако, не ограничился лишь сооружением епископских палат. В 1658 году был сооружен Певческий корпус «длиной 12 и поперек 6 сажень». По-видимому, тогда же вместо сгоревшей ссудной избы и колодничей возвели Консисторский корпус. Интересно отметить, что В Певческом корпусе была применена «типовая» жилая секция, состоящая из холодных сеней и примыкающим к ним под прямым углом теплых сеней. Двери из теплых сеней вели в две изолированные кельи, расположенные рядом и выходящие окнами на главный фасад. Печи топились из сеней через специальные арочные устройства в стенах, называвшихся каминами. Полы в сенях были обычно каменные, что уменьшало возможность возникновения пожара при топке печей. К торцам холодных сеней пристраивались маленькие палатки с «выгребами»- ретирады. При кельях эконома (Певческий корпус) находились специальные палаты для приема челобитчиков. Эти помещения были полностью изолированы от жилых келий. Они имели самостоятельный вход с улицы. Примером служит угловая юго-восточная палата в первом этаже Певческого корпуса с сохранившимися прекрасными фрагментами росписи стен. В палате стояла изразцовая печь. Ее изразцовое убранство менялось со временем. Здесь были найдены фрагменты красных, зеленых и полихромных изразцов.

В 1658 году над епископскими палатами надстроили второй этаж. При этом отчасти был изменен характер отделки оконных проемов, что видно и сейчас на южном фасаде здания после проведенных реставрационных вскрытий. В это же время (работами руководил уже другой зодчий) в церкви Иоанна Предтечи появились два новых портала: в трапезную (теперь вход в отдел древнерусского искусства), очевидно, переделанный из другого, возведенного Ершовым, и портал с верхней площадки лестницы на паперть церкви, которую теперь застроили. Интересно решенные по формам, они, однако, уже лишены строгости и изящества порталов Ершова. В ХIХ веке их расписали масляными красками во время работ, связанных с празднованием 800-летия города.

В 1692 году Григорий Леонтьев сын Мазухин, костромич, «подрядился у преосвященного строить и строил каменные палаты сверх крестовой и келей». Теперь, надстроив уже третий этаж над епископскими палатами, Григорий Мазухин объединил церковь и палаты в один длинный высокий корпус равной высоты. Церковь Иоанна Предтечи перестала выделяться своим объемом. Но на ее западном фасаде был все же возведен фронтон с волютами, обелисками по его сторонам и главной с крестом на постаменте вверху фронтона.

Окна третьего этажа на западном фасаде Мазухин украсил крупными наличниками в господствовавшем тогда нарышкинском стиле. Сочная пластика форм этих наличников придала совершенно новый характер всему фасаду, позволила объединить и создать новое цельное впечатление, несмотря на разностильность решения верхнего и нижнего этажей.

На северном и южном фасадах палат Мазухин поместил полуколонны Коринфского ордера, опирающегося на пьедесталы и на углах связанные раскреповками карниза.

Восточная часть палат пристроена в 1778-1780 годах архитектором Гинейдером, а в ХIХ веке перестроена губернским архитектором С.А. Щеткиным.

Реставрационными работами удалось восстановить некоторые элементы древней внутренней отделки: портал в западную палату третьего этажа, характерный своими формами конца ХVII века и камин, окно в «Золотой палате». Раскрыты и восстановлены также древние палаты 1-ого этажа и подвалы под ними с окнами и входами.

С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное каменное здание конца ХVII века, называемое сейчас неправильно гостиницей черни. Известно его и другое название: Архиерейская

гостиница (II пол. ХIХ века). В архивных документах 1864 года оно названо амбарами. Исследование памятника подтверждает его первоначальное назначение для хранения зерна и других запасов.

Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых семь находится в первом этаже. Помещения первого этажа имели деревянные перекрытия, а во втором этаже до сих пор сохранились сомкнутые своды. Каждая секция имеет посередине дверной проем, по бокам которого располагается по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутренним поперечным стенам. Лопатка отсутствует только там против той поперечной стены, в которой размещается внутристенная лестница, ведущая на чердак. К каждой двери 2-го этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма, не имела никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора. Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной амбаров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров примыкало еще одно крыло, состоявшее из четырех помещений в 1-ом этаже и столько же во 2-ом. В одной из поперечных стен его также проходила внутристенная лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано. На плане Архиерейского двора, составленном

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»