Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Рязанский Кремль

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


составленном в 1792 году губернским архитектором Иваном Сулакатуевым, показано, что между Архангельским собором и Консисторским корпусом, кроме колокольни, находилась еще караульная палатка. И далее к югу каменные ворота, которые примыкали к Консисторскому корпусу и были одновременно с ним пристроены. Ворота вели к Консисторскому корпусу и в конюшенный двор, расположенный дальше к востоку. За зданием Консистории к его торцу примыкали сараи для «разной поклажи», кузница и бочарная (конца ХVII века), сохранившиеся до наших дней. По восточной стороне конюшенного двора располагалась конюшня, построенная тоже в конце ХVII века Н. Устиновым, одним из помощников архитектора Я. Бухвостова. К северному торцу конюшни примыкал каретный сарай, который не сохранился, а от конюшни ХVII века остался небольшой фрагмент ее южной части. В ХIХ веке архитектор С.А. Щетинин вместо старой конюшни с каретным сараем построил новую. Однако в настоящее время это здание настолько изменено, что в нем трудно увидеть его первоначальное назначение.

Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел до нас со значительными утратами каменных сооружений.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА

За епископским двором, ниже по склону кремлевского холма, стоит единственная сохранившаяся постройка расположенного здесь Духовского монастыря, основанного в ХV веке- церковь святого Духа (1642 год). До постройки церкви собор монастыря стоял несколько севернее, а здесь проходила ограда, что определило необычность композиции этого здания- оно не имеет южного портала.

Церковь святого Духа- замечательный памятник искусства. Ее два шатра, смело вздымающиеся вверх из сочных, необычайно выразительных в своей пластике кокошников над карнизом. В котором крепятся массивные пилястры четверика, невольно вызывают образ какого-то экзотического растения. Древнерусское искусство очень часто основывало образный строй своих композиций на ассоциативных связях с природой.

Тонкая профилировка карнизов, гурты шатров и прикрывающие их грани звезды, тонкий и изящный рисунок декора четверика на южном и северном его фасадах- все свидетельствует и о незаурядности самого замысла, и от тщательности его выполнения (церковь реставрирована в последние годы). Строил церковь мастер из Согалича Василий Харитонов сын Зубов.

Пришедшие на смену одношатровым многошатровые церкви были широко распространены в русской архитектуре XVII века. Еще не совсем разгадали общий композиционный смысл такого умножения формы. В русском искусстве в ту эпоху бытовал и был широко распространен художественный образ «горнего града», быть может, навеянный еще в домонгольское время дивной перспективой «матери городов русских» - Киева. Тема «города» в виде нагромождения высоких, башенного типа зданий, охотно разрабатывалась русскими иконописцами, особенно XVI и XVII веков. В архитектуре отдельного здания такой художественный образ множественных форм, своеобразный символ «города», получил неожиданное воплощение в уникальном шедевре архитектуры XVI века - в Московском Покровском соборе «на рву» (собор Василия Блаженного). Можно предположить, что в композиции двух-трех и многошатровых храмов XVII века зодчие стремились в несколько упрощенной форме разработать ту же художественную тему «горнего града».

В церкви Святого Духа Переяславля - Рязанского возродился снова один из древнейших планировочных приемов архитектуры края. Вспомним о поперечной исправленности пространства, вероятно, самого замечательного храма Старой Рязани - Спасского собора, разрушенного в 1237 году. В церкви Святого Духа налицо возрождение такого приема. В ее многошатровой предшественнице - церкви Дивной на Угличе - план имеет еще продольную исправленность, поскольку приделы отделены стенами. Однако в постройках после церкви Святого Духа широкая ориентация пространства уже обычна, например, в церкви Рождества в Путинках в Москве. Но к концу XVII века такие приемы планировки снова исчезают.

Церковь Святого Духа интересна еще тем, что она имела два посвящения, а следовательно, и две апсиды- прием довольно распространенный в рязанском крае. Из композиционных особенностей замысла Василия Зубова, бесспорно выдающегося зодчего, следует отметить еще сужение храма кверху, за счет наклона внутрь угловых лопаток, благодаря чему церковь кажется удивительно стройной и вместе с тем монументальной.

Существенно отметить, что Василий Зубов и сам сознавал зодчим выдающимся. Вопреки обычной чрезмерной скромности русских строителей, он надписал на камне свидетельство о своем авторств церкви Святого Духа и заложил этот камень над ее порталом (Рязань, Краеведческий музей). Часть этого камня была недавно найдена, а полная его надпись гласила: «Лета 7150 совершена бысть сия церковь при архиепископе Моисеи Рязанском, при игумене Севастьяне. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов».

Помимо северного, церковь имела сначала и западный портал, который был разобран при устройстве в ней в ХVII веке трапезной. В искаженной перестройками трапезной при последней реставрации были выявлены ее древние детали.

Следует заметить, что в 1783 году церковь сильно пострадала от пожара, но в 1798 году восстановлена с помощью княжны Александры Владимировны Козловской. В это же время сооружен придел в честь святой мученицы Александры. Колокольня церкви построена вместо разобранной первоначальной в 1864 году по проекту архитектора Стопычева. Неплохая по силуэту, она неприятна грубостью деталей.

После 1917 года церковная служба в церкви Святого Духа прекращена. В настоящее время в храме находится научная библиотека историко-архитектурного музея-заповедника.

Сохранилась фотография 1918-1920 годов с изображением красноармейцев, которые выносят из храма иконы иконостаса. По рассказам старожилов, деревянные иконы использовались для изготовления ящиков.

КОЛОКОЛЬНЯ

Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня Успенского собора , построенная с западной его стороны (там , где была древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором - Н.И. Воронихиным в 1840 году.

Воронихин , в отличие от его однофамильца А.Н. Воронихина , знаменитого русского архитектора, не был крепостным крестьянином , но был сыном придворного лакея . Он поступил в Академию художеств в Петербурге еще мальчиком десяти лет , в 1821 году . Там он учился у К.А. Тона , показал немалые успехи и при выпуске (в 1831 г.) был награжден серебряной медалью . Возможно , молодой Рюмин привлек его к работам в Рязани , где Воронихин поступил на должность архитектора Казенной палаты . В 1836 г. он получил звание ''назначенного" академика , а после представления им конкурсного проекта , был избран действительным академиком архитектуры (1838). В 1836 г. Воронихин был назначен губернским архитектором Рязани . Еще работая в Казенной палате , он спроектировал небольшое здание кордегардии возле Присутственных мест , которое было построено в 1838 г. Позднее он выполнил ряд крупных проектов , в частности , пристроил дом Рюмина под Дворянское собрание : в 1848-53 гг. пристроил к нему справа новый зал с отдельным входом .

Хорош Воронихинский зал внутри , окруженный колоннами коринфского ордера . Он вызывает ассоциации с колонным залом Дворянского собрания Москвы , но более скромен по размерам .

Воронихин спроектировал также фасад здания Благородного пансиона на ул. Свободы , оставшийся , впрочем , невыполненным . Бесспорно , самой выдающейся постройкой Воронихина в Рязани была соборная колокольня . Она воплотила в себе историю архитектуры классицизма города . Мысль о замене колокольни , построенной Яршовым в середине 17 века , новой , более высокой , возникла еще в 1783 г. Колокольня Яршова была приемлема для кремлевского ансамбля только до сооружения здесь Успенского собора 17 в. Ее сравнительно небольшая высота отвечала древнему Успенскому собору 15 в. и Архангельскому собору , но совершенно подавлялась колоссальным массивом нового собора .

В 1783 г. начался сбор средств на сооружение новой колокольни и для ее строительства был приглашен талантливый архитектор-самоучка купец 2-й гильдии С.А. Воротилов , происходивший из крестьян Нереховского уезда Костромской губернии . Он был известен своими постройками в Костроме , в частности , красивой колокольней Костромского собора , которую некоторые исследователи сравнивали даже с работами Растрелли . Воротилов умел составлять чертежи , что заставляет предполагать , что прошел курс обучения под руководством профессионально образованного архитектора .

Он представил чертеж для рязанской колокольни . Заслугой Воротилова является определение местоположения колокольни , которое в градостроительном отношении чрезвычайно удачно развивало , с одной стороны , продольную ось собора , с другой , учитывало только что утвержденную планировку города с ее Соборной улицей , ориентированной на Кремль . (Фундамент колокольни по этому проекту был заложен в 1789 г.). кроме того , Воротилов удачно рассчитал высоту колокольни , которая давала правильное соотношение ее с собором . Колокольня по его проекту должна была быть высотой 71б35 м. При этом , собственно , ее здание составляло 42б5 м., а на остальную высоту поднимался " кумпол "- типичное для елизаветского барокко завершение с волютами , шаром и шпилем .

На втором этаже колокольни должна была быть помещена церковь по традиции , определенной московской кремлевской колокольней Ивана Великого , которой следовал в своей колокольне и Яршов .

Колокольня Воротилова была типичным произведением русского барокко в его провинциальной трактовке , с характерной свободной пропорциональных соотношений в ордерных построениях , некоторой тяжеловесностью форм и вместе с тем с прекрасным

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»