Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Самообучение и самообразование студента

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Самообучение и самообразование студента

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ 6

2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11

3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14

4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18

5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20

6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

ЛИТЕРАТУРА 34

ВВЕДЕНИЕ

Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодо¬ления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности преодолеваются осознан¬но, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с перво¬го шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же — в новый для него мир интенсивного познания.

Однако — таков жизненный парадокс! — чем самостоятель¬ней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразовани¬ем, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конк¬ретной, но становящейся со временем все более тонкой и де¬ликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, что¬бы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно при¬носило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овла¬дения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения сту¬дентов.

Для самостоятельной работы студентов-заочников пред¬лагаются такие формы, как работа с первоисточниками, учеб¬никами, сборниками педагогических задач и ситуаций, разра¬ботка моделей занятий, анализ дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семинаре и др.

Оценивание результатов самостоятельной работы студен¬тов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить «зачет» по педагогике, успешно под¬готовиться к экзамену. •Твккак активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при условии развития познавательной активности личности и диалога сту¬дента с преподавателем, то в пособии представлены методи¬ческие р.екомендации по организации преподавателем учеб¬ной работы студентов.

Активизация познавательной деятельности учащейся мо¬лодежи во многом зависит от инициативной позиции препода¬вателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой по¬зиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обо¬снованию своих взглядов, способность к самооценке своей пре¬подавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процес¬са является подбор материала, составление заданий, конст¬руирование образовательных и педагогических задач на ос¬нове проблемного обучения с учетом индивидуальных особен¬ностей каждого студента.

Активизация учебного процесса начинается с диагности¬рования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит преж¬де всего о создании положительно-эмоционального отноше¬ния у студента к предмету, к себе и к своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподаватель создает усло¬вия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапе преподаватель стремится создать ус¬ловия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформиро¬ванных интересов. При этом преподаватель проводит инди¬видуально-дифференцированную работу с учащимся с уче¬том его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Учебно-познавательная деятельность — многоуровневая си¬стема, включающая активные формы регуляции и преобразо¬вания разных систем: теоретических и методических. Особен¬но продуктивна может быть совместная деятельность препо¬давателя и студента (студент — студент; преподаватель —пре¬подаватель).

Л. С. Выготский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно по¬буждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые на¬ходятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего раз¬вития».

Итак, начнем с поисков путей активизации самостоятельной познавательной деятельности как условия непрерывности и эффективности вашего образования.

1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ

Рекомендации по работе над текстами лекции сводятся к конкретным советам, с первого взгляда кажущимся до прими¬тивности простыми.

На обороте обложки тетради записывается фамилия, имя, отчество преподавателя, его ученая степень и ученое звание. Эта запись расшифровывается кратким рассказом препода¬вателя о себе, о своих студенческих годах, об опыте слуша¬ния лекций и ведения записей.

Рекомендуется вести записи на одной стороне листа, оставляя вторую сторону для размышлений, разборов, вопро¬сов, ответов на них, для фиксирования деталей темы или свя¬занных с ней фактов, которые припоминаются самим студен¬том в ходе слушания. Иногда для этого оставляются лишь широкие поля.

Студентам не следует много и подробно все записывать. В свою очередь, многие преподаватели диктуют основные по¬ложения — определения, отличающиеся от приводимых в учебниках, выводы, параметры, критерии, аксиомы, постула¬ты, парадоксы, парадигмы, концепции, ситуации, факты-мая¬ки, а также мысли-маяки (ими часто являются остроумные из¬речения) и др. На первых лекциях стоит специально уп¬ражняться в использовании полей: фиксировать вопросы, вы¬зывающие личный интерес, варианты ответов на них, сомне¬ния, проблемы, спорные положения — т. е. превратить тет¬радные поля в поля размышлений, бесед с собой, диалогов с товарищами, с преподавателем.

Уже на первом курсе нередко практикуются контрольные задания, ответы на которые в виде рассуждений даются сту¬дентами в форме мини-лекции продолжительностью в несколь¬ко минут. Остальные студенты кратко записывают основные по¬ложения, отмеченные товарищами. Всем важно быть готовы¬ми к тому, что вступление к лекции на новую тему преподава¬тель сопровождает вопросом по предыдущей лекции: что про¬извело наибольшее впечатление? какие мысли запомнились? какие факты запомнятся надолго? В это время студенты ведут работу на полях тетрадей.

Запись лекций ведется в произвольной форме. Это может быть стиль учебной программы (назывные предложения); не¬которые студенты важнейшие мысли выделяют цветными фло¬мастерами или применяют боковые «фонарики», выделяющие подтемы. Самим слушателям важно стремиться к специаль¬ной — предметной интерпретации сообщаемых общих знаний. Предполагаются и систематические возвращения к предыду¬щим текстам.

Слушание и записывание лекций является одной из реша¬ющих форм самообразования студентов-заочников. С ней, с

этой формой, связана и работа с литературой, и составление планов, тезисов, конспектов, и приучение к использованию со¬временной техники хранения информации, и подготовка к кол¬локвиуму, зачету, экзамену, к написанию докладов, рефератов, курсовых работ. Именно активное слушание лекций создает предварительные условия для вовлечения первокурсников в самостоятельные исследования.

Необходима подготовка к слушанию установочной лекции. Она начинается с ознакомления с общей учебной програм¬мой, с просмотра записей предыдущих лекций, восстановле¬ния в памяти их материала, с психологического настроя на предстоящую работу.

Слушание лекций — сложный вид интеллектуальной дея¬тельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим «уме¬нием слушать», во-вторых, стремлением воспринимать ма¬териал (воспринимать осмысленно, а не механически), нуж¬ное записывая в тетрадь. Запись лекции помогает сосредото¬чить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала преподавателем.

Такая работа нередко, особенно поначалу, вызывает труд¬ности у студентов: некоторые стремятся записывать все дос¬ловно, другие пишут отрывочно, у третьих запись получается хаотическая. Чтобы избежать этих ошибок, целесообразно при¬держиваться ряда правил.

1. После записи ориентирующих и направляющих внима¬ние данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная лите¬ратура) важно попытаться проследить, как они раскрываются в содержании, подкрепляются формулировками, доказатель¬ствами, а затем и выводами.

2. Записывать следует основные положения и доказываю¬щие их аргументы, наиболее яркие примеры и факты, постав¬ленные преподавателем вопросы для самостоятельной про¬работки.

3. Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и буквенную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые буквы), красные строки, выделение аб¬зацев, подчеркивание главного и т. д.

Форма записи материала может быть различной — в зави¬симости от специфики изучаемого предмета; уместны и свои краткие пояснения к записям.

Запись лекции лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами. Каждому студенту полезно выработать свою систему сокращений, в которой он мог бы разобраться легко и безошибочно. Даже отлично записанная лекция предполага¬ет дальнейшую самостоятельную работу над ней (глубокое осмысление ее содержания, логической

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»