Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Самообучение и самообразование студента

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над лек¬цией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть но¬вых понятий, при необходимости обратиться к словарям и дру¬гим источникам, заодно устранив неточности в записях.

Работа над лекцией стимулирует самостоятельный поиск ответов на самые различные вопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать, какой допол¬нительный материал привлечь.

Главным же средством, направляющим самообразование, является выполнение различных заданий по тексту обобща¬ющей лекции, например, составить ее развернутый план или тезисы; ответить на вопросы проблемного характера, скажем, об основных тенденциях развития той или иной проблемы; на¬конец, придумать и составить проверочные тесты по пробле¬ме, написать и «защитить» по ней реферат, сделать графи¬ческие схемы.

Если установочная лекция вводит в изучение курса, пред¬мета, проблем (что и как изучать), то обобщающая лекция по¬зволяет подвести итоги (зачем изучать), выделить главное, ус¬воить законы развития знания, преемственности, новаторства, чтобы применить обобщенный позитивный опыт к решению со¬временных практических задач. Обобщающая лекция ориенти¬рует в истории и современном состоянии научной дискуссии, раскрывает теоретическое и прикладное значение проблемы.

Обобщающая лекция может быть и введением в историо¬графию науки, ее разделов, тем, проблем, и историко-научным материалом, позволяющим подробно рассмотреть «методы выдающихся исследований, открытий, перепроверок и опровер¬жений прежних теорий в той или иной науке» (Б.М. Бим-Бад).

Алгоритм работы над обобщающей лекцией предполагает ответы на такие вопросы:

• над какими понятиями следует поработать;

• какие обобщения выявить (обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существен¬ным признакам);

• какой учебный материал и как систематизировать;

• какие общие закономерности и принципы удалось выя¬вить;

• какими материалами следует дополнить текст;

• как и по каким параметрам можно провести сравнитель¬ный анализ материалов обобщающих лекций.

Система работы над материалами обобщающих лекций вхо¬дит и в выполнение определенных заданий по тексту лекций.

Задания можно разделить на три уровня.

Задания репродуктивного уровня (составить развернутый план обобщающей лекции, составить тезисы по материалам лекции).

Задания продуктивного уровня (ответить на вопросы про¬блемного характера, составить опорный конспект по схеме, выявить основные тенденции развития проблемы).

Задания творческого уровня (составить проверочные те¬сты по теме, защитить реферат и графические темы по дан¬ной проблеме).

Студенту-заочнику не могут быть даны полные лекционные курсы по предмету, в том числе по педагогике. Ему представ¬ляются варианты лекционных курсов по введению в специ¬альность, по основам педагогики, дидактике и теории воспи¬тания, варианты лекций и занятий по истории педагогики и ряд других специальных курсов. Все они носят обобщающий характер, в них выделены наиболее актуальные научные и практические проблемы, в том числе и из тех областей фун¬даментальных знаний, которые еще не нашли практического применения. Это очень важно понимать учащемуся, так как именно на спецкурсах он может начать свое исследование, включившись в учебную и научно-исследовательскую работу студента.

Обобщающая лекция по проблеме социализации личнос¬ти включает в себя актуальную тему «Образовательная сре¬да». В Концепции университета записано: «Образование при¬обретается благодаря действию человека в специально орга¬низованной среде. Образовательная среда учит извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и вос¬приятия».

2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия имеют целью закрепить знания, пе¬ренести их в новую ситуацию, сформировать у студентов об¬щепедагогические понятия и основные педагогические уме¬ния в решении практических задач и ситуаций. При этом про¬исходит и обобщение, и конкретизация, и использование прак¬тических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции зна¬ний о ребенке.

Основными методами при проведении практических заня¬тий становятся:

• упражнения;

• конструирование педагогических ситуаций;

• моделирование обобщающих схем;

• поиск нужной информации;

• самостоятельное пополнение знаний.

Два последних метода свидетельствуют о том, что на за¬нятии будут использованы поисковые методы, будет прове¬дено небольшое исследование. Студенты работают с науч¬ными текстами, справочной и историко-педагогической лите¬ратурой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуа¬циях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также со¬ставлять программу дальнейшего исследования.

Для преподавателя важно демонстрировать образцы пси¬холого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач.

На лабораторно-практических занятиях студенты знако¬мятся с новыми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом исполь¬зования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии.

На лабораторно-практических занятиях используются в основном частично-поисковые и исследовательские уров¬ни проблемности. Студенты работают в микрогруппах са¬мостоятельно.

Формы проведения практических занятий различны: от конструирования педагогических ситуаций и решения педа¬гогических задач, выполнения упражнений (педтехника), ра¬боты с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, пси¬холого-педагогических игр, тренингов и выполнения творчес¬ких работ.

Практические работы проходят и в форме анализа пробле¬мы у педагогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в ис¬следованиях синтетически-антропологического течения нача¬ла XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обу¬чения в начальной школе В.А. Сухомлинского).

Актуальные проблемы современного образования в кон¬тексте исторических знаний могут стать материалом для вве¬дения в современную научную дискуссию и представить воз¬можность для приращения знаний, поиска нового в уже извес¬тном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студен¬том методики исторического обзора.

Программу практических и лабораторно-практических заня¬тий можно расширить за счет практикумов (в том числе готовя¬щих студентов к педагогической практике).

Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя. Практические работы касаются от¬дельных авторских подходов в организации педагогического процесса и представлены обобщающими схемами и система¬тизацией материалов, в том числе и по дидактике.

Общим для всех практических работ является использо¬вание индивидуальной и групповой деятельности; обязатель¬ным видом является коллективная деятельность студентов в период сессии.

Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той же проблеме студенту представляется воз¬можность несколько раз проверить себя, встретившись со сту¬дентами с различным уровнем знаний.

Обязательные приемы, используемые во всех видах груп¬повой деятельности: организация успеха, уверенности в соб¬ственных силах; организация взаимной ответственности; ока¬зание доверия; экспертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю.

Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных обсуждений в совокупности с другими метода¬ми.

Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; исполь¬зование справочного материала; средства контроля (графи¬ки, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).

Цели проведения практических работ заключаются в отра¬ботке умений и навыков, в систематизации и обобщении по¬лученной информации, переводе ее в личностные знания, что способствует формированию «Я-концепции» и таких практи¬ческих умений, которые необходимы в профессиональной де¬ятельности преподавателя.

3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ

В ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизнен¬но важный; научиться оперировать понятиями, категориями

педагогики; применять способы, приемы, методы практичес¬кой конструктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пересмотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собственных убеждений.

Студент-заочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзаме¬нам, самостоятельно проводит ряд практикумов, что позволя¬ет ему получить зачет автоматически. Представленные в прак¬тических материалах вопросы и задания составляют актуаль¬ные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками, учебниками, спра¬вочниками, дополнительной литературой.

Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-заочнику подготовиться не только к экзаменам, но и к написанию контрольных, курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, ре¬шать задачи нового класса.

Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по вы¬бору к семинару, практикуму и представить их преподавате¬лям на сессию

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»