Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Самообучение и самообразование студента

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


сессию, это поможет подготовиться к третьему вопро¬су экзаменационного билета, представляющему собой нети¬повую задачу.

Семинар — вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участ¬никами заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п. С тематикой семинаров студенты-заочники знакомятся зара¬нее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступ¬ления на семинарах, которые проводятся в период сессии. Ал¬горитм подготовки к семинару следующий: выбрав тему, сту¬дент составляет свой план-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы студент старает¬ся осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекоменду¬емой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие дан¬ную проблему; сверить их определения со справочниками, эн¬циклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы вы¬ступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообще¬ния на семинаре; проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультиро¬ваться с преподавателем; относиться к собранному материа¬лу, как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, за¬ложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, осо¬бенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару — предваритель¬ное ознакомление с темой, вопросами и литературой по дан¬ной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов се¬минарских занятий. Среди них особое место занимает семи¬нар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая ин¬формация, видны убеждения студента; обсуждаются проти¬воречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения бе¬рутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся про¬блемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, за¬слушиваются и защищаются проектные задания. После это¬го проходит «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты, кото¬рые можно рекомендовать для включения в курсовые и дип¬ломные работы или в апробацию на практике. На сессии пре¬подаватель обобщает результаты проделанной студентом ра¬боты.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мне¬ния студентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как «Встреча умов и мнений», «Мое мнение таково...», «Каждый решает по-своему...». Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учеб¬ника, что позволит вам подготовиться к третьему вопросу экзаменационных билетов по педагогике и научит умению рас¬суждать на проблемные темы.

Семинар-исследование предполагает предварительную ра¬боту — написание реферата, доклада по итогам опытной ра¬боты. Участие в нем — это, прежде всего, диалог студента-дистантника с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом исследова¬тельского материала (схемы, таблицы, графики, диагности¬ческие методики). Частично материал может быть включен в дипломную работу. При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, со¬ставляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.

В пособии мы представляем также семинар-зачет, которым заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подгото¬виться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах. Так, например, при подготовке к зачету по педагогике дается такой тест: «Что есть педагогика — наука об искусстве воздействия воспитателя на поведение воспитанника; наука, изучающая закономерности развития ребенка и определяющая направления его воспитания; наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с потребностями обще¬ственно-экономического развития; наука, которая определяет общие закономерности становления личности...?»

Проблемный семинар готовится преподавателем достаточ¬но основательно: подбираются проблемные и контрольно-про¬верочные вопросы. Такой семинар возможен только после про¬хождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям,а так¬же используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, сло¬вари, журналы.

К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ (например «Тра¬диционные и нетрадиционные подходы к проблеме...»).

Многолетняя практика показала, что наибольшую эффектив¬ность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особен¬ности, а именно:

• разделение студентов на группы по их желанию (с обяза¬тельным

• участием студента с устойчивым интересом к данному пред¬мету);

• постановка общих целей и задач для группы;

• работа в последовательности — индивидуальная, пар¬ная (чаще всего

• перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;

• обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;

• экспертный анализ;

• оценка работы группы преподавателем;

• проведение самооценки.

4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН)

Наиболее ответственным этапом в обучении студентов яв¬ляется экзаменационная сессия. На ней студенты отчитыва¬ются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение учебной дисцип¬лины, за весь вузовский курс. Поэтому так велика их ответ¬ственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводиться с дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке «зачтено» или «не зачтено». Экза¬мен как высшая форма контроля знаний студентов оценива¬ется по пятибалльной системе.

Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систе¬матические, добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей ра¬боты студента в период экзаменационной сессии являются по¬вторение, обобщение и систематизация всего материала, ко¬торый изучен в течение года.

Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до на¬чала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо устано¬вить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки каждого экзамена или зачета.

Установив выносимые на сессию дисциплины, необходи¬мо обеспечить себя программами. В основу повторения дол¬жна быть положена только программа. Не следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к «натаскиванию». Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам и пробе¬лам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разде¬лов программы.

Повторение — процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к повторению, рекомендуется снача¬ла внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на от¬дельном листе.

В процессе повторения анализируются и систематизиру¬ются все знания, накопленные при изучении программного ма¬териала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочи¬танных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться толь¬ко одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и конспекты — вещи сугубо индивидуальные, по¬нятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко мож¬но впасть в очень грубые ошибки.

Само повторение рекомендуется вести по темам програм¬мы и по главам учебника. Закончив работу над темой (гла¬вой), необходимо ответить на вопросы учебника или выпол¬нить задания, а самое лучшее — воспроизвести весь мате¬риал.

Консультации, которые проводятся для студентов в пери¬од экзаменационной сессии, необходимо использовать для уг¬лубления знаний, для восполнения пробелов и для разреше¬ния всех возникших трудностей. Без тщательного самостоя¬тельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить «общий», поверхностный характер и не принесет нужного результата.

5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Есть целый ряд принципов — «секретов», которыми сле¬дует руководствоваться при подготовке к экзаменам.

Первый — подготовьте свое рабочее место, где все долж¬но способствовать успеху: тишина, расположение учебных по¬собий, строгий порядок.

Второй — сядьте удобнее за стол, положите перед собой чистые листы бумаги, справа — тетради и учебники. Вспомни¬те все, что знаете поданной теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистых листах бумаги слева. Потом проверьте правильность, полноту и последовательность знаний по тетра¬дям и учебникам. Выпишите то, что не сумели вспомнить, на правой стороне листов и там же запишите вопросы, которые следует задать преподавателю на консультации. Не оставляйте ни одного неясного места в своих знаниях.

Третий — работайте по своему плану. Вдвоем

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»