←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
Вдвоем рекоменду¬ется готовиться только для взаимопроверки или консульта¬ции, когда в этом возникает необходимость.
Четвертый — подготавливая ответ по любой теме, вы¬делите основные мысли в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательства главные факты и цифры. Ваш от¬вет должен быть кратким, содержательным, концентрирован¬ным.
Пятый — помимо повторения теории, не забудьте подго¬товить практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами, картами, различными пособиями, решения задач и т. д.
шестой — установите четкий ритм работы и режим дня. Разумно чередуйте труд и отдых, питание, нормальный сон и пребывание на свежем воздухе.
Седьмой — толково используйте консультации препода¬вателя. Приходите на них, продуктивно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами, а не просто послу¬шать, о чем будут спрашивать другие.
Восьмой — бойтесь шпаргалки — она вам не прибавит зна¬ний.
Девятый — не допускайте как излишней самоувереннос¬ти, так и недооценки своих способностей и знаний. В основе уверенности лежат твердые знания. Иначе может получиться так, что вам достанется тот единственный вопрос, который вы не повторили.
Десятый — не забывайте связывать свои знания по любо¬му предмету с современностью, с жизнью, с производством, с практикой.
Одиннадцатый — когда на экзамене вы получите свой би¬лет, спокойно сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа, подойдите к приборам, картам, подумайте, как теоретически объяснить проделанный опыт. Не волнуйтесь, если что-то забыли.
Контрольные задания и листы самоконтроля уровня знаний
Проверка уровня знаний, умений и навыков студентов про¬водится в соответствии с требованиями, изложенными в стан¬дартах, и ожидаемыми результатами по итогам каждого курса, а также с учетом начального уровня знаний и способностей сту¬дента.
Индивидуально-ориентированное обучение как главный принцип современного образования предполагает и ряд диф¬ференцированных заданий трех уровней — репродуктивного, продуктивного и творческого.
Особенно важно, чтобы в контрольных заданиях чаще использовались задания творческого уровня — на разви¬тие критического мышления, исследовательских умений
(сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, ее причину, оценить преимущества и недостатки, привести ар¬гументы и контраргументы, составить проверочные тесты по теме, защитить реферат по проблеме) и достижения но¬вого знания.
Использование рейтинговой методики особенно помогает в организации самостоятельной работы и со студентами-дистантниками, и с заочниками, как по отдельным проблемам, так и по любому заданию и по всем видам учебной нагрузки за семестр.
Если преподаватель хочет проверить, как студент работа¬ет над проблемой, то оценка заданий производится в комп¬лексе (выполнены все 15 заданий — «отлично», 10 заданий — «хорошо» и т. д.).
Если преподаватель оценивает все практические задания за семестр на 150 условных единиц, то «отлично» — 100 ус¬ловных единиц, «хорошо» — 80, «удовлетворительно» — 60, из них: обобщающее задание — 30, исследовательское зада¬ние — 50 условных единиц.
Для оперативной информации о результатах всей учебно-познавательной деятельности студентов-заочников можно провести мониторинговые исследования по вопросам:
— планирование развития психолого-педагогических зна¬ний на курсе, факультете;
— результативность нововведений (спецкурсов, специали¬заций и т. д.);
— качество работы преподавателей и студентов;
— соотношение инвариантной и вариативной части базис¬ного учебного плана.
Мониторинг демонстрирует лишь общую картину действий всех факторов, влияющих на обучение, а также показывает по итогам результативности направления, нуждающиеся в более детальном исследовании.
Методика проведения мониторинга заключается в следую¬щем:
— выделяются учебные дисциплины, составляющие опре¬деленную образовательную область;
— определяются сроки проведения (например посемест-ровые);
— выделяется количественный состав учащихся;
— выписывается таблица оценок учащихся по всем пред¬метам;
— вычисляется индивидуальный средний балл по груп¬пе и т. д.
Понимая значимость этих общих мер комплексной провер¬ки результативности образования, следует учесть особое зна¬чение системности и последовательности контроля со сто¬роны каждого преподавателя и самоконтроля знаний со сто¬роны студентов. В нашей практике для контроля за деятель¬ностью студентов используются системы контрольных вопро¬сов по каждой теме, контрольно-срезовые задания по отдель¬ным вопросам, темам, проблемам.
Коллективно-познавательная деятельность также предпола¬гает разные типы контроля со стороны студентов — в парной и групповой деятельности (листы взаимоконтроля, таблицы, свод¬ные таблицы по анализу занятия в группе и др.).
Особое внимание мы придаем контрольно-срезовым зада¬ниям, проводимым по итогам темы. Каждое задание имеет не менее трех взаимосвязанных вопросов, позволяющих не толь¬ко провести «срез» знаний студентов по теме, но и подумать над педагогической технологией подачи данной темы в усло¬виях разных категорий обучающихся.
Кроме контрольно-срезовых заданий по одной теме, есть и контрольные вопросы по ряду тем, носящих про¬блемный характер. Для самостоятельной работы студен¬тов часто используется лист самоконтроля знаний по раз¬ным разделам программы. Эти листы студенты выбирают сами. Они могут сдать несколько разделов программы в любой очередности.
Технология подготовки и сдачи зачетов по листам само¬контроля разная: можно работать индивидуально по конкрет¬ному предмету или консультируясь с преподавателем по мере выполнения заданий; можно подготовить весь материал по учебному плану и привезти его на сессию.
Работа с дидактическими материалами
Учебные установки:
1. Знания по дидактике необходимы, так как учат самостоятельной познавательной деятельнос¬ти; нужны тем, кто будет обучать других; помогают отобрать методы, способы, приемы, необходимые для конкретной си¬туации.
2. Самостоятельную работу по дидактике следует начать с изучения примерного учебного плана.
3. В примерном плане занятий по дидактике акцентируется деятельность студентов, работающих в школе. Эти студенты обращаются к основам дидактики, чтобы составить свой урок, а главное, сравнить его с современным уроком, как особой формой реализации педагогического процесса. Пройдя школу традиционной педагогики, они анализируют и моделируют уро¬ки с учетом новой образовательной парадигмы, апробируют в своей практике новые педагогические технологии.
4. Студентам психологического отделения, проходящим практику в среднеспециальном и высшем учебном заведениях, знания по дидактике позволят педагогически целесообразно по¬строить зачетное занятие по психологии.
5. Понимание сущности педагогического процесса и уме¬ние его организовать необходимо любому руководителю, ра¬ботающему с людьми. Знания по дидактике необходимы и в семейной педагогике.
6. Студенту-заочнику следует обратить внимание на блок-схемы «Классификация дидактических принципов обучения», «Классификация методов обучения», которая представлена тремя группами — традиционная (Б. П. Есипов, М. А. Данилов и М. Н. Скаткин), классификация Ю. К. Бабанского, современ¬ная классификация, а также на схему «Факторы, влияющие на динамику позиции школьника и развитие его познавательной активности». Изучив классификации дидактических принципов обучения и методов обучения, студент выбирает наиболее при¬емлемую классификацию методов, обосновывая свой выбор. Эти знания помогут при прохождении ознакомительной и ак¬тивной педагогической практики.
7. Студенту-заочнику необходимо самостоятельно проработать (и представить на зачет) материалы семинаров-прак¬тикумов «Моделирование урока в начальной школе», «Общее и различия в трех дидактических системах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. В. Занкова».
Инновационные методы. В современном образовании используется ряд активных методов обучения, способствую¬щих формированию интеллектуальных умений студентов. Сре¬ди них часто используются такие, как: метод мозгового штур¬ма, временных ограничений, манипулятивный метод, метод абсурда; обучение по алгоритму и др.
Классификация методов достаточно условна. Выбор ме¬тодов зависит от цели и задач обучения, от содержания учеб¬ного материала, специфики обучаемости учащихся. Природа педагогических явлений требует прежде всего систематичес¬ких наблюдений за учащимися, постановки новых задач и ре¬шения проблемных ситуаций, т. е. методов, ведущих к цели, входящих в систему данных действий преподавателя и сту¬дента.
Работа с опорными схемами
Учебные установки. Понимание схемы как внутренней ин¬теллектуальной психологической структуры, управляющей организацией мышления и поведения человека, позволяет увидеть изложение темы логико-графическим языком с по¬мощью значимых опор. Опорная схема подкрепляет словес¬ную форму изложения материала наглядно-образным его видением.
Опорные схемы помогают студенту подготовиться к зачету (часто являются третьим вопросом на экзамене по педагоги¬ке). Зачетная письменная работа студента выглядит более вы¬игрышно, если часть материала систематизирована в ней с помощью опорных схем.
По классификации опорные схемы могут быть обобщающи¬ми, конкретизирующими, разъясняющими проблему или тему. В пособии представлены группы схем к обобщающим лекциям, к раскрытию теории и практики проблем дидактики, разъясня¬ющие современный урок и педагогические
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|