Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Самообучение и самообразование студента

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


педагогические технологии. Их пред¬ставление единым блоком свидетельствует о их взаимосвязи, которую мы рассматриваем как взаимодействие, взаимопроник¬новение, взаимообогащение.

Студент, изучив обобщающую схему, не только выбирает наиболее приемлемую, но и учится обосновывать свой выбор с помощью определенных смысловых опор. Для обобщающих опорных схем, вбирающих в себя обширный материал, сразу же после схем дается ряд заданий для лабораторно-практической работы.

Среди обобщающих групп схем много внимания уделяет¬ся схемам по теории и практике дидактики, которые особенно необходимы студенту-заочнику, не работающему в школе (см. схемы по дидактике).

Среди конкретизирующих выделяются схемы, постро¬енные на сравнении, сопоставлении дидактических и вос¬питательных систем, систем клубной работы и др. В таких схемах чаще всего даются параметры, по которым проис¬ходит сравнение. Так, например, дидактические системы (традиционные и инновационные) сравниваются по целям, признакам и возможностям данной системы для развития личности.

Разъясняющие опорные схемы несут иную смысловую нагрузку. Их используют при объяснении нового, закреп¬лении или для систематизации конкретного материала по теме. Так, например, среди этих схем могут быть такие: «Современный урок и его дидактические особенности»; «Оценка — отметка. Их роль в педагогическом процессе»; «Логика непосредственной подготовки учителя к уроку». Блок разъясняющих схем часто сопровождают педагоги¬ческие технологии.

Алгоритм самостоятельной работы с опорными схемами может быть следующим:

• обратить внимание на название схемы;

• выявить ключевые понятия;

• выявить по схеме критерии и показатели, по которым груп¬пируется материал;

• системно работать с каждым критерием и показателем;

• особое внимание обратить на графу «Результативность» — в образовании — это важный психолого-педагоги¬ческий результат.

На наш взгляд, итоговым результатом использования опор¬ных схем является умение самостоятельно составлять опор¬ную схему любого изучаемого материала.

6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ)

Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную дея¬тельность, обоснование научно-методических выводов и ре¬комендаций.

В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-научной исследовательской работы сту¬дентов. Преподаватели или принимают предложения студен¬тов, или предлагают темы, входящие в общую проблему на¬учной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант от¬личается большей возможностью базового, организационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Ма¬териалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.

Подготовка к исследовательской работе интенсифици¬руется на третьем курсе, когда студенты выбирают специа¬лизацию, тему дипломной работы и начинают сбор матери¬ала к исследованию. Совместно с руководителем состав¬ляются общая программа деятельности, план-проспект дип¬ломной работы, ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала студент изучает литера¬туру и делает историко-теоретический обзор, выделяя тен¬денции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизирует¬ся план опытно-экспериментальной работы, создается тео¬ретическая модель исследуемого процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплекс¬ного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной — происходит сбор исследовательского ма¬териала путем разных видов наблюдения за объектом, оп¬росов, обобщений.

В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констати¬рующий, формирующий и корректирующий этапы, по каждо¬му из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база.

На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и контрольной группами; проводятся на¬чальные срезы уровня развития, например, тех качеств, кото¬рые необходимо сформировать; разрабатываются методики исследования.

На следующем этапе идет поиск путей совершенствова¬ния изучаемого процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной деятельности учащихся. Сту¬дент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами — Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразова¬тельной школе; учебниками и учебными пособиями по пред¬мету. Совместно с учителем-экспериментатором проводит¬ся апробация рабочих материалов — программ сквозных кур¬сов по предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследова¬тель может не только посетить занятия товарищей, но и оп¬робовать свои идеи, применяя комплексные методики и тех¬нологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные фор¬мы работы.

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделан¬ного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сде¬лать общие выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагоги¬ческая поддержка в поиске и овладении ими приемами и спо¬собами эффективной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компонен¬ты. Овладевая все более сложными интеллектуальными дей¬ствиями, студент приходит к активной смысловой ориенти¬ровке, позволяющей ему отрабатывать собственные подхо¬ды к решению проблемы самообразования. Целевой и ис¬полнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора спосо¬бов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятель¬ности.

Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения при¬емами работы с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятель¬ности и выработки привычки к систематическому самообразо¬ванию. Содержательно такая динамика у первокурсника свя¬зана с развитием умений восприятия и воспроизведения изу¬чаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргументации выводов. Целесообразны решения познаватель¬ных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных конт¬рольных работ, особенно творчество с элементами экспери¬мента, исследования. Все это достаточно сложно при заоч¬ной, тем более — дистантной форме обучения, требующей особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возник¬новения и развития у студентов самой потребности в самообра¬зовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с заочниками велика роль организации со¬вместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и ва¬риантные программы при единой линии научного познания, прак¬тические задания на сравнение и рефлексию, опытно-эксперимен¬тальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление и т. д.

Условно выделяются две функции анализа педагогом орга¬низации деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая — соответствие собственных дей¬ствий преподавателя требованиям современной вузовской пе¬дагогики, прежде всего умение выделить разные теоретиче¬ские концепции и тенденции массового опыта;

практически-действенная — критическое осознание при¬чин своих трудностей и неудач, приведение своих педагоги¬ческих приемов в соответствие с конкретными условиями ра¬боты — с данной группой студентов в зависимости от ее спе¬цифики.

Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать тео¬ретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам со¬временности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных за¬дач. Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включа¬ются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности — способностей и склон¬ностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мо¬тивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин¬теллектуального развития, особенностей эмоциональной и во¬левой сферы.

Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у сту¬дентов интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразо¬вания. Студенты должны овладеть основными и отдельны¬ми конкретными составляющими элементами труда учите¬ля: работать с научной, методической и учебной литерату¬рой; излагать учебный материал, составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в про¬цессе решения задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие воп¬росы, а также варианты

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»