←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
варианты одного и того же вопроса; быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию; уметь контролировать и оценивать знания и т. д.
Знаниями и умениями нужно овладевать целенаправлен¬но шаг за шагом, и чтобы закрепить их, постоянно активно ис¬пользовать в практике. Для формирования профессиональ¬ных умений важно познакомить студента с функциональным содержанием данного приема работы, а затем научить при¬менять его в конкретных условиях.
В решении этой задачи эффективно помогает контекст¬ное обучение, управление практической деятельностью в кон¬тексте будущей профессии студента. Главным критерием при этом является возможность побуждения уровня активности, возникают устойчивая внутренняя ориентированность на ра¬боту, самокритичность. Развиваются определенные коммуни¬кативные, организаторские, конструктивные, гностические ка¬чества.
Прохождение последовательных дидактических шагов по овладению основами профессионального труда можно осу¬ществить с помощью конкретных практических упражнений в процессе подготовки студента-заочника к семинару, практикуму, лабораторной работе, активной практике. Прораба¬тывая эти материалы, студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоретических знаний разных дисциплин, а затем и самостоятельно может приготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку.
Подготовка и проведение практических занятий студента¬ми-заочниками предусматривают индивидуальный поиск материала (библиографический, информационный, диагности¬ческий, научно-исследовательский).
Заочнику, начинающему путь в высшее образование, по¬лезно познакомиться с требованиями соответствующих госу¬дарственных стандартов, с учебным планом по всем годам обучения и по каждому курсу, с рабочими планами на семестр, с программами и учебными пособиями.
Из представленной информации студенту-первокурснику полезно выбрать и освоить в первую очередь то, что поможет организовать себя для самостоятельной работы.
При заочном обучении особенно целесообразен перенос акцента с приоритета деятельности преподавателя на само¬стоятельную познавательную деятельность студента, на со¬здание у него положительно-эмоционального отношения к учебной работе. Показателями сформированности такого от¬ношения выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение), умение вести дискуссию, обоснова¬ние своей позиции, способность ставить новые вопросы, го¬товность к адекватной самооценке, в целом устойчивая по¬требность в самообразовании.
Подводя итог, заметим: с первых семестров у студента с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности, своих ценностных уста¬новок— стиль непрерывного самообразования.
Хотелось бы акцентировать внимание студентов-заочни¬ков на следующих положениях:
1. Самостоятельная работа студента — это особым обра¬зом организованная деятельность, включающая в свою струк¬туру такие компоненты, как:
— уяснение цели и поставленной учебной задачи;
— четкое и системное планирование самостоятельной ра¬боты;
— поиск необходимой учебной и научной информации;
— освоение собственной информации и ее логическая пе¬реработка;
— использование методов исследовательской, научно-ис¬следовательской работы для решения поставленных задач;
— выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
— представление, обоснование и защита полученного ре¬шения;
— проведение самоанализа и самоконтроля.
2. Студент-первокурсник должен понимать, что учебно-познавательная деятельность отличается от обычной учеб¬ной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее результат — решение проблемных ситуаций.
3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятель¬ности — субъектно-субъектная, она всегда проводится на про¬дуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте учеб¬но-познавательная деятельность студента является саморе¬гулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит избирательный характер.
Представление студенту-заочнику материалов по органи¬зации преподавателем его деятельности по самообразова¬нию — это приглашение к сотрудничеству преподавателя и студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. — М., 1996.
2. Барышникова 3. А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. — М., 1998.
3. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972.
4. Словарь-справочник будущего учителя. — М., 1996.
5. Барышникова 3. А. Организация самостоятельной по¬знавательной деятельности студдентов-заочников. — М., 2000.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|