Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


амперметром и др.);

5) графическими условными обозначениями электрических приборов;

6) дискретной фиксацией изучаемых явлений и процессов (например, на рисунке могут быть показаны начальный, промежуточный и конечный результаты диффузии);

7) реальным видом реальных физических объектов;

8) различными графиками и схемами.

Психологическая особенность восприятия рисунков состоит в том, что вначале человек как бы приковывает свой взор к изображения и интенсивно всматривается в него, запоминая. Но эта реакция быстро угасает, если не организовать специальную деятельность по анализу изображения, выделения в нем наиболее значимых компонентов (например, по рисунку двигателя внутреннего сгорания — поршня цилиндра, впускного и выпускного клапана, свечи) или отдельных этапов процесса (скажем, в ДВС — впуск рабочего тела — такт сжатия — рабочий ход — выпуск). Серия рисунков учебников второго типа может послужить основой для повторения учеником устного рассказа о ДВС.

Графики позволяют раскрывать динамику исследуемых явлений процессов, выявлять причинно-следственные связи, устанавливать количественные зависимости и записывать их в виде формул. Например, из графика зависимости скорости равномерного движения от времени легко извлечь формулу , т.е. графики не только дают картину протекания явления или процесса, но и вооружают учащихся экономным методом исследования.

Все сказанное убеждает в том, что в учебном процессе необходима различная по форме работа с иллюстративным материалом учебника. При этом эффективны такие задания:

 внимательное рассмотрение рисунков, схем, чертежей, графиков с целью выявление природы и особенностей физического процесса (устное или письменное задание);

 составить собственную опись рисунков, сопоставить рисунки с текстом учебника (эти задания развивают наблюдательности, аналитическое мышление, умение выражать свои мысли);

 установление и развитие причинно-следственных связей (давая такое задание нужно обратить внимание учащихся на то, что причину и следствие нужно относить только к конкретному событию, явлению, процессу, поскольку один и тот же факт в одних условиях может быть причиной, в других — следствием);

 можно внести изменения в ту или иную схему, график, экспериментальную установку, приведенные в учебнике и попросить учащихся дать описание процесса в новых условиях.

Третья группа — это умения, связанные с решением задач. В учебниках обычно представлены различные типы задач: задачи-рисунки, качественные, графические, расчетные, задачи с образцами решения, экспериментальные. Учебник может помочь в выработке умений решать их. Полезно предлагать такие задания:

 прочитать условие задачи и найти в учебнике параграф или фрагмент в нем с описанием того физического явления, о котором идет речь в условии;

 найти в учебнике условные обозначения необходимых физических величин, формулы, таблицы для определения искомой величины;

 после решения задачи-вопроса и получения ответа найти в учебнике тот материал, который подтвердит его правильность(например, после ответа на вопрос «как набирают чернила в авторучку?» записать в тетрадь фразы: «чернила набираются по действием атмосферного давления»; ученик находит в учебнике слова — подтверждения о том, что в пространство, образующееся под поднимающимся поршнем, устремляется вслед за поршнем вода под давлением наружного воздуха).

Четвертая группа — умения работать с таблицами физических величин. Для их отработки полезно формировать навык производить следующие действия:

 объяснить, пользуясь таблицей в учебнике, физический смысл значений входящих в нее величин;

 находить наибольшее и наименьшее значение для названного интервала значений;

 составлять задачи с использованием таблиц.

Эта работа формирует у учащихся количественные представления об изучаемых физических величинах, умения работать со справочником, понимать смысл входящих в него данных.

Пятая группа — экспериментальные умения. Для их формирования нужна большая практика. Поскольку лимит учебного времени не позволяет резко увеличить число классных фронтальных работ, то можно применять домашние экспериментальные задания, тематика, содержание и методика которых адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию. Например, в классе проделана лабораторная работа «Изучение мензурки и измерение с ее помощью объема жидкости». На дом можно дать похожие экспериментальные задания: «Определить цены деления и пределы измерения домашних измерительных приборов: мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока», «определить вместимости посуды (кружки, чашки, стаканы, глубокие тарелки), которой вы пользуетесь». Подобного рода здания сближают обучение и практическую жизнь.

Домашнее экспериментальное задание предлагается выполнить по учебнику: найти в нем описание похожей лабораторной работы и выполнить «те действия, которые включены в указания к работе».

Шестая группа — умение ориентироваться в тексте и справочном материале учебника. Для их выработки можно использовать такие упражнения:

 по оглавления рассказать о тематической структуре учебника, тематике его параграфов;

 по предметно-именному указателю найти материал о таком-то ученом и пересказать его.

В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения материала дома, реже — на уроках в качестве справочника или источника упражнений и задач и очень редко — источника самостоятельного приобретения знаний (в лучшем случае на эту работу учеников отводится 2-3% времени урока). Такая недооценка возможностей применения учебника отрицательно сказывается на развитии общеучебных навыков школьников.

За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:

 уметь пользоваться оглавлением, предметно-именным указателем;

 уметь выделять главное (существенные признаки изучаемых явления, сущность законов и др.) в прочитанном тексте;

 уметь самостоятельно разобраться в математических выводах формул;

 уметь пользоваться рисунками, таблицами и графиками;

 уметь составлять план и конспект прочитанного материала;

 уметь излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно; дополнять материал имеющий в учебнике, сведениями, полученными из других источников;

 уметь работать, составить библиография по интересующему вопросу.

Перечисленные умения и навыки необходимы и для продолжения обучения в вузе, особенно в системе заочного и вечернего образования.

В VI классе ученикам на уроках физики необходимо объяснить, почему выделенные в учебнике жирным шрифтом определения нужно заучивать дословно. Для этого следует прочитать определение, выпустив из него одно или два слова, а затем разобрать, как изменился смысл. Здесь же следует разъяснить, зачем в учебнике применяется жирный, обычный и мелкий шрифты.

Для использования иллюстративного материала учебника следует давать задания типа: «Рассмотрите рисунок установки и выясните:

1) физическое явление, которое она показывает,

2) ее составные части и их назначение,

3) наличие описания установки в тексте параграфа.

Сопоставьте это описание с рисунком»; «Проанализируйте график и определите:

1) величины, которые отложены на координатных осях,

2) ход процесса,

3) значение функции при данном аргументе» и т.п.

так, например, при самостоятельном изучении шестиклассниками по учебнику системы водопровода роль ориентировочной основы для нее выполняет следующие вопросы-задания:

1. Назвать основные части системы водопровода и найти их на схеме, указать значение (см. рис. 6).

2. Показать на схеме части водопровода, представляющие собой сообщающиеся сосуды.

3. Описанный в учебнике водопровод называется башенным. Объясните почему. Какие вы еще знаете системы водопровода.

Обучая школьников умению работать с учебником при решении задач, можно давать такие задания: 1) прочитайте параграф, в котором описано данное явление или закон, 2) найдите обозначения физических величин, нужных для решения. 3) выберите необходимые формулы, 4) найдите в таблицах справочный материал (значения описанных физических величин).

Для выработки умений пользоваться различными таблицами физических величин рекомендуется давать такие задания: 1) объясните физический смысл приведенных в таблице значений величин, 2) найдите наибольшее и наименьшее значение величины и др.

В VII классе: самостоятельно выделить главное в изучаемом материале, составлять план прочитанного параграфа. Эту работу следует выполнять вначале на уроке, а затем — дома. Для поощрения учеников лучшие планы можно зачитывать на уроке и разрешать учащимся пользоваться ими при ответе.

В VII — XI классах следует формировать более сложные умения: составлять и использовать обобщенные планы, анализировать и синтезировать текст учебника, обнаруживать и понимать логические связи внутри его отдельных глав, разделов и всей книги.

Самостоятельная работа школьников с учебником должна находиться в логической связи со всеми другими видами деятельности учителя и учащихся на уроке.

Учебник должен быть использован и на уроках для усвоения нового материала, что способствует

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»