Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


построение графиков, количественные задачи, качественные вопросы на проверку правил включения и знания принципов действия измерительных приборов.

Ко второму типу принадлежат карточки целиком посвященные проверке знания формул. Вот одна из них — на тему «Кинематика» (рис. 13).

Третий тип — разнообразие карточки-задачи. Они могут состоять из подборки тренировочных упражнений (например, карточка «Рычаги», (рис. 14), ими пользуются при первоначальном закреплении материала; более сложных количественных задач для текущей проверки знаний (такова карточка для XX класса «Расчет электрической цепи», рис. 15); задач, направленных на систематизацию изученного; задач для контрольных работ. Назначение карточек четвертого типа — проверить знание учащимися устройств, приборов и машин, изучаемых в курсе физики. Этой цели служат карточки «Телефон», «Ядерный реактор», «Двигатель внутреннего сгорания». Они составляются, как правило, в повествовательной форме, с пропусками главных слов в тексте; после заполнения форточек получается небольшой связный рассказ.

Карточки пятого типа тоже связаны с техникой, но их назначение несколько иное: проверить умение учащихся применять свои знания по физике для анализа принципа работы различных технических установок, схем и приборов.

Урок с применением карточек строится так, чтобы выделить время для их проверки. Это можно сделать, дав всем учащимся какой-либо самостоятельный вид задания. Проверка с помощью заранее заготовленной таблицы карточек целого класса обычно занимает несколько минут. Затем непременно дается анализ выполнения работы, останавливаясь на вопросах, в ответах на которые допущены типичны ошибки. Обязательно необходимо спрашивать ребят, что нового они узнали после работы с карточкой; этим контролируется, как карточка выполнила свою обучающую функцию. Иногда при анализе работ по некоторым особо сложным карточкам на доске можно вывешивать увеличенные их копии, а ответы на задания пишем сами либо вызываем сильного ученика. Можно эти увеличенные копии с правильными ответами прикрепить к доске и закрыть шторкой, а затем после проверки самостоятельной работы учеников открыть для сравнения результатов. Полезно организовать взаимопроверку, предложив учащимся, сидящим за одной партой, разобрать вместе оба варианта.

При неудовлетворительных ответах после дополнительного индивидуального задания, отставшим учащимся можно предложить выполнить работу по другому варианту задания, но на эту же тему.

Работа с таким дидактическим материалом на уроках способствует активизации учебной деятельности ребят, более глубокому усвоению тем программы. Они дают возможность более рационально использовать учебное время на уроке, улучшают оперативный контроль за процессом усвоения физики, помогают совершенствовать качество знаний учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ II. УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ В VIII КЛАССЕ НА ТЕМУ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ, СОПРОТИВЛЕНИЯ И МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ».

Цель урока:

обучающая: закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных, экспериментальных;

воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Оборудование: амперметр — 4 шт., вольтметр — шт., реостат, ключи — 4 шт., лампа карманного фонаря — 2 шт., спираль, два штатива, 4 источника питания, электрофорная

машина, теннисный шарик, стакан, расческа, бумажные человечки, провода соединительные, эбонитовая палочка.

Накануне урока-соревнования класс разбивается на три команды (равные по силам учащихся). Каждая команда выбирает капитана. Два-три сильных ученика выбирается в состав жюри, которое в течение всего урока подводят итоги конкурсов и результаты помещают в специальный экран соревнования. В конце урока жюри объявляет результаты и награждает победителя. Все опыты и необходимые оборудования готовятся заранее и к началу урока выставляется на демонстрационном столе и первых партах каждого ряда.

Ход урока.

I. Учитель предлагает учащимся объяснить опыты.

Каждая команда объясняет один из опытов и имеет право дополнять ответы других команд, если те, в свою очередь не являются полными и обстоятельными.

Ответ: Ватка, положенная на заряженную палочку, зарядится одноименным зарядом. А одноименные заряды отталкиваются, поэтому ватка плавает в воздухе.

Ответ: Палец, поднесенный к заряженной гребенке, заряжается разноименным с ней зарядом. Поэтому гребенка притягивается к пальцу. Наведенный же в палец одноименный заряд уходит в землю.

Ответ: коснувшись пластины, соединенной с электрофорной машиной, маятник заряжается одноименным с ней зарядом и отталкивается от нее. Далее он касается другой пластины и, отдав ей свой заряд, разряжается. Поэтому он снова притягивается первой и т.д.

II. Капитану каждой команды выдается экспериментальное задание, которое затем они оформляют на доске.

1. Определить сопротивление трансформатора.

Оборудование: трансформатор, амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода.

Ответ: , ответ оформить на доске.

2. Определить количество теплоты, выделяемое спирально за 10 секунд.

Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, источник питания, спираль, закрепленная в штативе.

Ответ:

3. Определить работу тока в электрической лампе за 30 секунд.

Оборудование: лампа накаливания, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Ответ: .

III. Фронтальное решение задач.

1. Крупнейшей радиостанцией, действовавшей в России в период I Мировой войны, была Ходынская. Она имела генератор тока мощностью 320 кВт, а напряжение не его зажимах было 220 В. Найти силу, вырабатываемую генератором.

Решение:

,

.

.

2. Электрическая печь для плавки металла потребляет ток 800 А при напряжении 60 В. сколько теплоты выделяется в печи за 1 мин?

Решение:

,

,

.

.

.

3. Вычислите сопротивление телеграфного провода между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 600 км и сечением 12

.

Ответ: 5 кОм.

IV. Устная проверка III задания и обсуждение у доски.

Учитель зачитывает условие задачи, класс говорит, по какой формуле решена задача, а учитель называет ответ.

V. Отчет капитанов команд.

VI. Подведение итогов соревнования.

Награждение победителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания предметов естественно-математического цикла, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении науки в основных отраслях современного производства. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматий , справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов , диапозитивы и другие средства наглядности.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Для развития познавательной активности учащихся важно не только сформулировать требования к их знаниям, но и вооружить школьников общей методологией научного познания? От фактов к постановке проблемы, от выдвижения гипотезы к выводу теоретических следствий, от нахождения идеи эксперимента к его реализации. Школьники должны усвоить структуру фундаментальных физических теорий, а также научиться оперировать категориями этих теорий.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973.

2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе.

3. Возрастная педагогическая психология./под ред. проф. А.В. Петровского. уч. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1973.

4. Усова

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»