Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Санжейка

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения

1.1. Понятие отклоняющегося поведения

1.2. Характеристика различных форм отклоняющегося поведения подростков

Глава 2. Практическая работа по диагностике и коррекции отклоняющегося поведения подростков

2.1. Диагностическая работа с подростками на выявление девиантного поведения

2.2. Содержание и организация занятий по коррекции девиантного поведения подростков

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Актуальность. Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.

Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее,

разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся – при всей неоднозначности – свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме. Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей – физиологических, педагогических и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей школьника, социальной среды. Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, педагога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют педагогических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.

Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной педагогии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и педагогии, юриспруденции.

Степень изученности проблемы. Проблема, рассматриваемая в нашей курсовой работе не нова. В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль. В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

Цель нашей курсовой работы - выявить особенности девиантного поведения подростков.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. дать определение понятию «девиантное поведение»;

2. рассмотреть классификацию девиантного поведения и ее основые характеристики;

3. проанализировать диагностическую работу с подростками, имеющими отклонения в поведении;

4. разработать систему коррекционных занятий с подростками с девиантным поведением.

Объект исследования: процесс становления личности детей подросткового возраста.

Предмет исследования: отклонения в поведении подростков.

База экспериментальной работы: Куоркинская средняя школа с. Куорка Кижингинского района.

Мы исходим из следующей гипотезы: коррекция девиантного поведения у детей подросткового возраста будет осуществляться успешно, если:

- будет разработана целенаправленная система коррекционных занятий с привлечением не только детей, но и их родителей;

- использование комплекса коррекционных занятий будет определяться с учетом личностно-ориентированного подхода и станет органичным компонентом воспитательного процесса в школе.

Методологической основой исследования проблемы явились труды виднейших педагогов и психологов, взгляды В.А.Петровского, Э. Фромма о социально-творческом характере девиации; положение о границе между нормой и патологией В.Д. Менделевича; труды М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого об особенностях девиантного поведения подростков.

В исследовании применялся комплекс методов, использование которых обусловлено спецификой исследовательских задач:

- изучение и анализ социальной, педагогической, психологической и методологической литературы по проблеме;

- наблюдение за деятельностью детей;

- беседы;

- анализ продуктов деятельности детей;

- тестирование.

Новизна исследования заключается в том, что разработанная система коррекционных занятий реализуется при работе не только с подростками, но и при непосредственном привлечении их родителей.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения

1.1. Понятие отклоняющегося поведения

Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным.

Нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, которые по мере их закрепления, воспринимаются как нормальное явление. Т.е. то, что в субъективном восприятии подразумевается как положительное, объективно является проявлением отклоняющегося поведения.

В отечественной литературе под девиантным поведением (Гилинский Я.И., Кон И.С., Степанов В.Г., Фролов Ю.И. и др.) понимается:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» .

2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам .

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной педагогии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной педагогии.

Следует отметить точку зрения В.А.Петровского, Э. Фромма о том, что в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого "Я" . При этом девиации должны носить социально-творческий характер: различные виды научно-технического и художественного творчества. Социально-негативный характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в социально-педагогической литературе.

В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «педагогическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам .

Не случайно он предлагает рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом. Т.о., функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.

Статистическая норма, как самая большая частота появления определенного показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство людей относится к нормальным людям. Однако при этом нормальными пришлось бы считать только обывателей, конформистов, причисляя к абнормальным людей с патологией, и даже сверходаренных. Имеющиеся возможные отклонения от этой «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации, дальнейшего педагогического развития личности.

И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором “норма” представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) что-то наиболее приспособленное к окружающей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»