Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Санжейка

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


2 3 4

27. Оценивается твоя работа. 0 1 2 3 4

28. Думаешь о своих делах. 0 1 2 3 4

29. Тебе надо принять для себя решение. 0 1 2 3 4

30. Не можешь справиться с домашним заданием. 0 1 2 3 4

КЛЮЧ

Методика включает ситуации:

а) связанные со школой, общением с учителями (задания 1,4,6,9,13,16,20,25,30);

б) актуализирующее представление о себе (ситуации 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29);

в) ситуации общения: 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.

Нужно подсчитать количество баллов по каждому разделу шкалы и по шкале в целом, определить уровень соответствующих видов тревожности и общий уровень тревожности.

1. Нормальный уровень тревожности (в баллах):

а) школьная –1-19

б) самооценочная –1-23

в) межличностная –3-20

г) общая тревожность – 10-62

2. Повышенный уровень тревожности:

а) школьная – 20-25

б) самооценочная – 24-27

в) межличностная – 21-26

г) общая тревожность –63-73

3. Высокий уровень:

а) школьная – 26-31

б) самооценочная –28-34

в) межличностная – 27-36

г) общая тревожность –70-90

4. Очень высокий уровень:

а) школьная – более 31

б) самооценочная – более 34

в) межличностная – более 36

г) общая тревожность – более 90

5. Чрезмерное спокойствие:

а) школьная – 0

б) самооценочная – 0

в) межличностная – менее 3

г) общая тревожность – менее 10.

Таблица 1.

Шкала тревожности

уровни, количество детей общая тревожн. школьная тревожн. личностная тревожн. межличност. тревожн

нормальн. 22 19 22 19

повыш. 1 2 1 2

высокий 1 4 2 1

чрезмерное спокойствие 1 0 0 3

По результатам анализа была выявлена группа детей, имеющих ярко выраженные отклонения в акцентуациях характера, школьной дезадаптации и особо тяжелом семейном положении. Этих детей оказалось 5 человек.

Исходя из полученных данных, были составлены описания детей (см. приложение 1) и спланирована коррекционная работа.

2.2. Содержание и организация занятий по коррекции девиантного поведения подростков

В качестве цели предлагаемой психокоррекционной работы мы рассматривали создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.

В связи с этим психокоррекционный процесс включает следующие задачи:

- реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;

- оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений;

- гармонизацию межличностных отношений между диадой "мать и трудный ребенок" и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;

- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении;

- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей отклонениями в поведении. В рамках предлагаемого подхода выделяются невротичный, авторитарный и психосоматичный типы родительниц.

Содержание психокоррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.

Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий педагога с матерью трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между педагогом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе педагог проводит диагностическое исследование педагогических особенностей данного лица с помощью специальных методик.

Индивидуальные занятия позволяют педагогу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).

На групповом этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны педагога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц. Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям.

Первое направление: гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком.

Второе направление: гармонизация внутрисемейных отношений.

Третье направление: оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в поведении и учебе.

Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять этапов работы:

1.Разминка

Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются к педагогической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, настраивающие родительниц на определенный вид внутренней педагогической работы. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Начинается разминка с приветствия.

2.Основная часть

Этот этап занятия полностью нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Для реализации основной цели педагогической коррекции — изменения жизненного стереотипа матери больного ребенка — нами была разработана специальная форма проведения занятий, позволившая обсуждать определенные жизненные ситуации, особо значимые для группы. Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц по поводу той или иной ситуации.

Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специально написанных рассказов. Эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой "житейских" историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участниц группы, а также предлагаемые педагогом новые (для матерей) философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц.

В рассказе описывается типичная ситуация, в которой матерям детей с отклонениями в развитии приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родительниц, так и лиц их окружающих.

Написанный крупным шрифтом текст рассказа помещается перед участницами группы таким образом, чтобы каждая из них могла бы его хорошо видеть. Этот текст затем прочитывается педагогом вслух. Каждый рассказ завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации. С их помощью начинается обсуждение участницами группы ситуации, изложенной в рассказе. Цель обсуждения, которая ставится педагогом перед каждой родительницей, изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации персонажам рассказа по исправлению сложившегося положения.

Ознакомившись с текстом рассказа, каждая из участниц группы должна проявить собственную позицию по данной проблеме, отвечая на вопрос педагога: "А как бы Вы поступили на месте героев рассказа?" Высказываемые точки зрения в группе могут быть полярными, что в большей степени способствует организации дискуссии. В конце обсуждения педагог делает вывод, подводя общий итог сказанному.

По характеру построения, а также воспроизведения жизненных ситуации выделяется два типа рассказов:

- рассказ-образец (он отмечается звездочкой*), в котором повествуется о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и между отдельными ее членами (например, рассказы "Воскресенье — день общения", "Стоит ли тратить всю свою жизнь на ребенка?" и др.);

- "проблемный" рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказать главным персонажам выход из сложной ситуации на основе личного опыта (например, "Непреодолимая преграда").

Вспомогательные формы психокоррекции, использующиеся в большинстве случаев в основной части тренинга, решают те же психокоррекционнные задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррекционных техник. Некоторые из них, а именно, тематические опросники являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.

Тематические опросники

Эта форма работы позволяет в большей степени вербализовать и структурировать позиции участниц, способствует их собственному осознанию своих проблем, ведет к переоценке жизненных установок, а также подготавливает к запланированным дискуссиям.

Проективный рисунок

Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью краски и карандаша помогает родительницам избежать порою трудновербализируемых личных проблем и их описания. Для воспроизведения своих

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»