Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Санжейка

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


своих ощущений и восприятий на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним затем обсуждаются в группе. Сначала педагог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит рассказать об этом. Затем своими мыслями и ощущениями о нарисованном делится и автор рисунка.

Такая форма работы позволяет переключать участниц группы с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, а также выявлять некоторую скрытую от самих участниц глубину собственных чувств. Применение арттерапии материализует переживания родительниц, способствует их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них.

Разыгрывание ролевых ситуаций

Эта форма работы предъявляется членам группы на более продвинутых этапах, в связи со сложностью, как показала практика, ее реализации (отсутствием умения у участниц вербализовывать свои и чужие чувства, представлять их на открытое обсуждение, играть определенные роли, вновь переживать стрессовые ощущения). Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участницами группы.

3. Аутотренинг

На этом этапе применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом, занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемое с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.

4. Музыкальная релаксация

Эта часть занятия представлена четырьмя формами.

Музыкотерапия и Сиблиотерапия.

Библиотерапии

Хореотерапия.

Воколотерапия.

5. Подведение итогов занятия

Осуществляется педагогом с помощью участниц группы. Получение домашнего задания:

- продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;

- проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной в рассказе, и записать ее;

- вести дневник своих ощущений. Записи в дневнике просматриваются педагогом и в необходимых случаях выносятся на обсуждение (см. приложение 2).

Заключение

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в тропологии, криминологии, психопатологии, социологии, монстрологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - педагогия девиантного поведения.

Проанализировав понятие «девиантное поведение», рассмотрев его типы и формы, более определенные и жесткие виды девиаций, мы пришли к выводу, что данный феномен является относительным: в каждой стране девиантные явления имеют конкретный облик в зависимости от историко–культурных традиций, экономико–политических отношений и целого ряда других факторов. Необходимо указать, что девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества. Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии;

2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации.

Библиография

1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.

2. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им. С.С.Корсакова.-1985.-№10.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.-П.: Питер, 1998.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособ. / Под ред. М.И.Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

6. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СОЦИС. 1991. №4.

7. Девиантность и социальный контроль в России (ХІХ-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление: Научное издание. - СПб.: Алетейя, 2000. - 384 с.

8. Демьянов Ю.Г. Основы пихопрофилактики С.-П.:Паритет, 1999.

9. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. -М., 1998.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М: Просвещение, 1986.

11. Иванова Ж.Е. Социология девиантного поведения: Учебно - метод. материал. - М., 1998. - 22 с.

12. Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

13. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание// Вопросы психологии.- 1992, № 2.

14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1999.

15. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М.: Медицина,1995.

16. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Педагогика, 1989.

17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 160 с.

18. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.

19. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аддиктивной среде. - М., 1988.

20. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.

21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.: Медицина,1983.

22. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.

23. Мольц М. Я – это Я, или как стать счастливым, 1994.

24. Моргун В.Ф. Делинквентный подросток: Учебное пособие по психопрофилактике, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения подростков для социальных педагогов, студентов педагогических, психологических, юридических специальностей, интернов-психиатров / В.Ф. Моргун, К.В. Седых. - Полтава, 1995. - 161 с.

25. Наш проблемный подросток, С.-Петербург, 1999.

26. Осицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений у учащихся// Вопросы психологии. – 1994.-№3.

27. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999. - 181 с.

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М.: Владос, 1996.

29. Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции "трудного класса" // Вопросы психологии.-1994.-№6.

30. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.

31. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.

32. Руководство практического психолога /под ред. Дубровиной И.В. - М.,1995.

33. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,1991.

34. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. – М., 2000.

35. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей; Юрайт, 2000.

36. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998.

37. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. – Красноярск,1997.

Приложение 1

Примеры учащихся с отклонениями в поведении и (или) успеваемости

1. Ученица Ш., - семья полная, двое детей. Брат старше Ш. на 9 лет.

Брат живет уже 3 года

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»