Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Свободное воспитание

←предыдущая следующая→  
1 2 3 

концов становится невыносимо “желание учить всех и скрывать то, что не знаешь, чему учить”. Чем это кончилось, на тот период жизни Льва Николаича? “Я запутался…, мне стало противно…, я заболел более духовно, чем физически, бросил все и поехал в степь к башкирам – дышать воздухом, пить кумыс и жить животною жизнью”.

Заключение.

“Простой” вопрос: рождается ли ребенок свободным? Ответ: потенциально – да, актуально – нет. Свобода – не “кусочек пустого пространства”, но некая медленно расправляющаяся, проклевывающаяся в человеке внутренняя сила. И это есть, во-первых, активная, творческая и, во-вторых, индивидуальная сила. Свобода не есть способ наиболее эффективно “обороняться, отбиваться от мира”, напротив – это способность сделать в мире нечто новое, по-своему. И тогда уясняется, что свобода не блокирует от мира, но, наоборот, интегрирует в мир. Произвольные поступки, в отличие от свободных, всегда случайны и реактивны, они суть пассивная реакция на влияния мира: “тебя шарахнуло оттуда, вот ты и дернулся туда”. Свободный же поступок отличается самобытностью. Поэтому свободное действие каждого конкретного человека одновременно и непредсказуемо, и предсказуемо. Непредсказуемо в том смысле, что свободный человек творит и поступает по-новому, по-своему, так, как до него никто еще не поступал, его действия окрашены его уникальной индивидуальностью. И одновременно я, если хотя бы отчасти знаю этого свободного человека, могу сказать: “а вот этого он никогда не сделает”. Здесь нет полной определенности, и понятно почему, ибо индивидуальность в каждый момент частично уже раскрыта, а частично еще ждет своей актуализации.

Педагогика, со всем своим арсеналом “содержания и методов”, научных знаний и организационных форм, может убить, заморозить эту потенцию, эту творческую внутреннюю силу – или, наоборот, может охранить, вскормить и взрастить ее. Человек, однако, не ангел и не Бог, жизнь земная – не рай, а потому на авансцену выходит вопрос: как возможно организовать “малое” школьное принуждение так, чтобы оно вело человека к постепенному освобождению от тотального внешнего принуждения и одновременно ко все более полной его индивидуальной интеграции с миром? Проблема педагогики свободы – это не проблема выбора одной из двух крайностей, но проблема мудрого и изящного баланса.

Педагогика свободы тогда выступает как практическое искусство, как работное мастерство, – а не просто как радикальная идеология. Выражаясь иным языком, педагогика свободы есть своего рода трудный “гуманитарный бизнес”, в котором всегда будут убытки и прибыли, - но его надо вести так, чтобы “положительное сальдо” свободы вырастало за тот или иной “отчетный период”.

Список использованной литературы.

1. Большой педагогический словарь/ под ред. Антонова А.П. – М.: «Педагогика», 2002.

2. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: «Академия педагогических наук», 2003.

3. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: «Наука», 2000.

4. Ж-Ж. Руссо Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: «Педагогика», 2002.

5. Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. – М.: «Библио», 1998.

6. Лордкипанидзе Д. Ж-Ж Руссо - М.: «Педагогика», 2000.

7. Монорев А.П. . Педагогика. -М.: «Правда», 2001.

8. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: «Просвещение», 2001.

9. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогические сочинения - М.: «Педагогика», 2003.

10. Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. - М.: «Издательский дом», 2000.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»