Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Свободное воспитание Ж-Ж. Руссо

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский государственный

университет имени Янки Купалы»

Факультет экономики и управления

Реферат на тему:

Свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо

Автор работы:

студент 2 курса, 2группы П.Б.Зуев

Гродно 2005

Содержание

Содержание 2

Введение. 3

Концепция естественного воспитания 5

Педагогическая теория Руссо 6

Сущность естественного(свободного воспитания) 7

Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо 8

Педагогические воззрения 10

Первый период - от рождения до 2 лет 11

Второй период жизни ребенка - возраст от 2 до 12 лет. 14

Третий период - от 12 до 15 24

Трудовая деятельность подростка 29

Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак 30

Заключение 35

Список использованных источников 36

Введение

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три факто¬ра воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребен¬ка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факто¬ров. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный за¬пас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свобод¬ная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в ак¬тивный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне при¬роды. Контакт с природой должен был физически укрепить ре¬бенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свобод¬ное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепо¬го повиновения, следовать непреложным природным законам. То¬гда отпадает необходимость искусственных наказаний - они за¬меняются естественными последствиями неверных поступков. Сла¬бого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник.

Естественное воспитание должно явиться живительным про¬цессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общест¬венным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса ста¬новится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенство¬вании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений чело¬века с природой и социальным окружением, преодоления пагуб¬ных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совер¬шенствования всего организма. Методика и рекомендации по физи¬ческому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуаль¬ном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспи¬танника даже известному риску.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского формирования человека. Им предложена целая про¬грамма соответствующих педагогических мероприятий (общест¬венно полезная деятельность, совместные игры, празднества и т. д.).

Подлинно новаторский характер имели идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании и обучении. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и г. п.) провозглашался важнейшим средством воспитания. Ж.-Ж Руссо был убежден, что свою неза¬висимость человек может - обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказы¬вается целью воспитания в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравст¬венное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революцион¬ной для своего времени. Сын века, Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков (он не отрицал религиозного воспитания, выступал, за ограниченность женского образова¬ния), однако его педагогические идеи оказались высочайшим до¬стижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики.

Постоянный интерес советских педагогов к творчеству Ж.-Ж. Руссо закономерен. Его идеи уважения к ребенку, воспи¬тания в труде получили дальнейшее развитие в советской педа¬гогике, в практике нашей школы.

Концепция естественного воспитания

Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположником был Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время. Противоречия между развивающимися произ¬водительными силами, интенсивный ростом капиталистической ману¬фактуры и феодальными отношениями, тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и в дальнейшем действитель¬но привели к революционному взрыву. Господство духовенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархической лестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатация на¬родных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, ко¬торое, будучи неоднородным, объединяется в тот период против об¬щего врага - феодального строя.

Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Острие беспощадной критики направляется со стороны французских просветителей как идеологов нового нарождающегося класса против религии и духовенства, королей я монархов, фео¬дальной идеологии, против феодального строя вообще и всех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия, ре¬месленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так и просветители, как выразители их чаяний и нужд, не были едиными в своих взглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер, аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенства и более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо, плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов, называя его "босяком".

Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Как отмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а его демократизм во многом опережает просветителей.

Руссо, не получив систематического образования, был обра¬зованнейшим человеком своего времени. Круг его интересов, диа¬пазон его духовных запросов являлся весьма широким и разносто¬ронним, философия и социология, литература и педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка - ни в одной из этих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой из них заметный след, оказав огромное влияние на даль¬нейшее развитие духовной культуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлого найдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчас прямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия, идеологом ко¬торой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь от своего бывшего кумира.

От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современ¬ная, одряхлевшая буржуазия. "Предки ее, не отделявшие еще инте¬ресов своего класса от дела народа, превозносили Руссо; тепереш¬няя буржуазия относится к Руссо холодно, свысока и хотя по тра¬диции называет его "великим", но неизменно добавляет "утопистом". Причем под утопией понимает не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уваже¬ние перед "человеком", перед "трудом".

Более того. На великого французского гуманиста нередко кле¬ветали и при жизни и после смерти. Клеветали, извращали и про¬должают извращать как сущность его взглядов (в том числе и педа¬гогических), так и истинные мотивы его деятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например, трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма (особен¬но в трудах немецких историков педагогики).

Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-политических и философских взглядов. Путь духовно¬го развития Руссо, особенно философского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путь таких французских про¬светителей, как Гельвеции, Гольбах и др., которые были последова¬тельными материалистами в понимании многих вопросов философии. Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементами материализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, а по ряду вопросов - и чистейший идеализм. Непоследовательностью и противоречивостью отличаются воззрения Руссо на религию. Не менее противоречив Руссо и как социальный мыслитель. Исследователь его творчества

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»