Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Семейная педагогика: философия семейного воспитания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Курганский государственный университет|

Контрольная работа по дисциплине

«Педагогика»

студентки 3 курса заочного отделения

группы 325

филологического факультета

Александровой Ольги Ивановны

Курган 2001

Семейная педагогика: философия семейного воспитания

• Понятие семенного воспитания

• Функции семейного воспитания

• Типы современной семьи

• Споры о семейном воспитании

• Проблемы современной семьи

• Принципы и методы семейного воспитания

 Проявление специфики семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы?

 Основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.

 Особенности развития современной семьи.

 Наиболее важные составные компоненты содержания семейного воспитания.

 Характеристика методов семейного воспитания.

Семья — наиболее распростра¬ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные от¬ношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-пси¬хологического исследования. Типичная современная семья в раз¬витых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, же¬ны, детей и ближайших родственников по материнской и отцов¬ской линиям — бабушек и дедушек.

Основное назначение семьи — удовлетворение общест¬венных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вы¬текают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив¬ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест¬вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо¬полняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод¬стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело¬веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на¬селения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове¬чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот¬вращением «воспроизведения в новых поколениях различ¬ного рода биологических аномалий».

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур¬налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо¬лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб¬ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

Среди причин возникновения такой ситуации демогра¬фы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране во¬семь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских се¬мей ведут городской образ жизни. Производственная за¬нятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребно¬стей — это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требова¬тельность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологиче¬ски, в их основе на первом месте — нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняет¬ся и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные усло¬вия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне ред¬ко. Но зато своего единственного ребенка стараются хоро¬шо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.

Однако часть социологов и демографов главную при¬чину падения рождаемости видят в другом. Раньше на¬блюдалась высокая детская смертность. Она компенсиро¬валась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее пла¬нировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ре¬бенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование мно¬гие родители фактически уже осуществляют. Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в еди¬ный комплекс, который и привел к снижению рождае¬мости.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и струк¬тура семей. Они в основном состоят из двух поколении: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объ¬единяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти яв¬ления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина—матерью. Подсчитано, что населе¬ние, состоящее из двухдетных семей, примерно через трид¬цать лет теряет третью часть своей численности. Для про¬стого воспроизводства населения нашей страны необходи¬мо, чтобы половина семей имела по трое детей, а осталь¬ные по двое. Однако общество заинтересовано в том, что¬бы численность населения возрастала, а не только вос¬производилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей на¬много скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и лич¬ности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, ра¬стить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потреб¬ности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в лю¬дях новые силы и новые чувства, то появление детей пре¬ображает супругов. В них пробуждается родительская лю¬бовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины—материнство, у мужчины—отцовство.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с ре¬продуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования пол¬ноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстанов¬ку для успешного выполнения семьей воспитательной функ¬ции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жиз¬ни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство това¬рищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Итак, семья — единственный и незаменимый производи¬тель самого человека, продолжения рода. Но, к сожале¬нию, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функ¬цию семьи.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: спра¬ведливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских от¬ношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанно¬стей в семье, когда они взваливаются в основном на жен¬щину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет не¬благоприятным.

С экономической функцией тесно связана проблема уп¬равления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраз¬дельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредо¬точен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинст¬ва семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый про¬грессивный принцип семейного управления. При этом ра¬венство супругов должно быть примерным: в тех вопросах,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»