Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Семейная педагогика: философия семейного воспитания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадле¬жать первенство, а в ряде других вопросов право решаю¬щего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по¬коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба¬бушкой и др.) накопленного обществом социального опы¬та; выработка у них научного мировоззрения, высоко¬нравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и уме¬ния быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи¬зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательное воз¬действие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий—постоян¬ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле¬нов семьи), побуждающее их активно заниматься само¬воспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспита¬тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп¬лекс условий и средств, определяющих педагогические воз¬можности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, раз¬витость семейного коллектива и характер отношений меж¬ду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмо¬ционально-психологическую и трудовую атмосферу, жиз¬ненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер об¬щения в семье и ее общение с окружающими, уровень пе¬дагогической культуры взрослых (в первую очередь ма¬тери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и обществен¬ностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рожде¬ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитатель¬ный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Са¬ма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а за¬тем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио¬нально по своему характеру, чем любое другое воспита¬ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не¬редко с разными профессиональными интересами. Это по¬зволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоцио¬нальные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния се¬мьи на детей —его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дош¬кольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично¬сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде¬лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова¬ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб¬ляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздейст¬вия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются есте¬ственные условия для формирования полноценного семей¬ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно¬го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически слива¬ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и при¬дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се¬мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин¬формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли¬тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об¬щения.

Если семья уделяет выполнению этой функции доста¬точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель¬ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя¬зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата се¬мьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина¬мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси¬хологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рас¬сматриваются в последующих главах.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы усло¬вимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмот¬рению. Свободное время — одна из важнейших социаль¬ных ценностей, незаменимое средство восстановления фи¬зических и духовных сил человека, всестороннего разви¬тия личности. Повышению роли досуга способствуют пра¬вильный ритм и режим жизни семьи, разумное распреде¬ление обязанностей между ее членами, планирование тру¬да и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного от¬пуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревно¬ваниях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается не¬мало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители за¬частую недостаточно уделяют времени своим детям, ссы¬лаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошиб¬ки — задача современной семьи.

Как общество влияет на семью, создавая опреде¬ленный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколе¬ния, в достижении счастья каждым человеком.

• Конфликт поколений — вечная проблема семейного воспитания.

• Методы, которыми пользуются родители, не всегда выбираются правильно.

• Всю свою жизнь родители должны, подчинить воспитанию детей.

• Наказывать детей необходимо, но умеренно.

Время от времени появляются сообщения о племенах, в которых подростки не знают конфликтов со взрослыми. В застывшем, окостеневшем обществе, где жестко соблю¬даются древние традиции и уклад жизни, просто не оста¬ется места для межвозрастных столкновений. Такое слу¬чается в племенах Южной Америки, Африки, Австралии, проживающих в труднодоступных районах, почти не тро¬нутых современной цивилизацией. Во всяком развивающемся обществе естественная сме¬на поколений проявляется не только преемственностью, но и борьбой нового со старым, нарождающегося с отживаю¬щим.

Человечество развивается неравномерно. В периоды затишья, относительной стабильности общественной жиз¬ни подростки не столь резко выбивались из ее колеи и без особого напряжения включались в нее. И совсем иначе ведут себя подростки в периоды бурного развития обще¬ства, ломки привычного образа жизни.

Темп преобразования жизни необычайно ускорился. Переход от охоты и скотоводства к земледелию совершал¬ся на протяжении тысяч лет, а от аграрного общества к индустриальному в течение сотен лет. Сейчас стремитель¬но набирает темпы научно-техническая революция. По своим последствиям она превзойдет промышленную. В течение максимум десятков лет произойдут радикальные изменения в производительных силах, что не сможет не оказать влияния на социальные проблемы. Внедрение компьютеров не только в производство, но и в быт изме¬нит образ жизни, обычаи, повлияет на культуру. Корен¬ные изменения в технологии производства стремительны и неизбежны. Чем быстрее развивается общество, тем заметнее раз¬личия между поколениями, тем сложнее формы преемственности. Новое поколение неизбежно попадает в иные условия жизни, чем их родители. Молодые неминуемо в большей степени вовлекаются в процесс преобразования. Но это вовсе не значит, что молодым легче жить. Моло¬дежь охотно воспринимает, к примеру, свободу выбора профессии, спутника жизни, но это требует от нее боль¬шей ответственности, самостоятельности. Для правильного выбора одной свободы мало, необходим и жизненный опыт, которого еще недостаточно. Опыт отцов родился в иных условиях и не всегда применим в новых. Необходи¬мо понимать, что из прошлого нуждается в бережном со¬хранении, а что необходимо преодолеть.

Давление старших неизбежно рождает протест. Чем сильнее давление, тем острее

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»