Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Сенсорное восприятие умственно отсталого дошкольника

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение: формулировка понятий

1. Особенности сенсорного восприятия умственно отсталого дошкольника

1.1. Научные исследования восприятия умственно отсталого дошкольника

1.2. Особенности сенсорных возможностей умственно отсталых детей

1.3. Некоторые методы исследования сенсорных возможностей

2. Экспериментальное изучение сенсорного восприятия умственно отсталых дошкольников

2.1. Диагностика отклонений сенсорного развития

2.2. Практика изучения сенсорных возможностей

Заключение

Приложение

Библиография

Введение

Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Поскольку в данной работе освещаются зако¬номерности психического развития умственно отсталого ребенка, следует с самого начала четко определить понятие «умственная отсталость», обозначить тот тип аномального психического разви¬тия, который подлежит изучению.

От правильности и четкости определения понятия «умствен¬ная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно ре¬шить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отста¬лых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить—в массовую, вспомогательную или еще какую-ни¬будь, например в школу для алаликов, тугоухих и т. д.

Причиной умственной отсталости является поражение головно¬го мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В неко¬торых случаях таких тяжелых последствий может и не быть.

Рассмотрим определение понятия «умственная отсталость».

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органи¬ческого поражения головного мозга (наследуемого или приобре¬тенного).

Для анализа этого определения необходимы некоторые пояс¬нения.

1. Рассмотрим содержание первого пояснения. Во время об¬суждений неуспевающего ребенка можно иногда услышать такие высказывания: «Что же он, по-вашему, олигофрен?»—«Нет, он просто органик, он со временем выправится». Такие формулиров¬ки могут создать у неспециалистов впечатление, будто олигофре-ния—это нечто отличное от органического поражения головного мозга В действительности при олигофрении имеет место более тяжелое, более тотальное органическое поражение головного моз¬га (наследуемое или приобретенное). Когда говорят, что «это просто органик», имеют в виду не столь тотальное поражение, ко¬торое может быть компенсировано несколько, быстрее.

Могут быть и такие локально обусловленные признаки органи¬ческого поражения головного мозга, которые не так быстро ком¬пенсируются, либо даже остаются не вполне компенсированными на протяжении всей жизни. Таковы, например, недостатки прост¬ранственных представлений, а также нерезко выраженные дефек¬ты речи.

2. Второе пояснение относится к тому, что в определении под¬черкивается только нарушение познавательной деятельности и ни¬чего ге сказано об эмоциональной сфере детей.

В различных главах этой работы будут описаны признаки недоразвития либо патологического развития эмоций, воли, харак¬тера. Следовательно, можно было бы в определение понятия «умственно отсталый ребенок» внести суждение о нарушении либо недоразвитии всей психической деятельности.

3. Даже наиболее больные не¬полноценные дети развиваются. О каждом ребенке можно сказать, что он пока недоразвит, что не исключено его дальнейшее раз¬витие. Однако термин «недоразвитие» многозначен. Так можно обозначить задержку темпа психического развития, при которой можно предполагать, что в ближайшем будущем за два-три года ребенок догонит сверстников. Когда же используется термин «на¬рушение», предполагается значительная тяжесть недоразвития. Речь идет о дефекте, при котором без вспомогательной школы школьнику в будущем едва ли удастся стать в ряды трудящихся.

Однако, несмотря на тяжесть дефекта, не может быть уверен¬ности в его необратимости. Прогресс медицины и компенсаторные силы детского организма могут многое изменить. Важно лишь подчеркнуть, что при определении понятия «умственная отста¬лость» речь идет не о кратковременной задержке темпа психиче¬ского развития, а о довольно длительном его нарушении .

Для правильного суждения о наличии всех обязательных при¬знаков, характеризующих умственную отсталость, необходимо за¬ключение по крайней мере двух специалистов: врача-психоневро¬лога, педагога-дефектолога или патопсихолога. Первый дает заклю¬чение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй — заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об ум¬ственной отсталости ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе.

Следует обратить внимание на то, что понятие «умственно от¬сталый ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Понятие «умственно отсталый'» является более общим. Оно включает в се¬бя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

Разумеется, для клиницистов «олигофрения» резко отличается от «интеллектуальной недостаточности, возникшей вследствие пе¬ренесенного в 6 лет коревого энцефалита». Еще больше отлична «олигофрения» от «деменции вследствие злокачественно протека¬ющей шизофрении».

Подобно тому как понятие «инвалид III группы» или «инва¬лид II группы» не определяет характера заболевания, а только то, какова работоспособность данного больного, так и понятие «ум¬ственная отсталость» не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребенка в отношении усво¬ения школьных знаний.

Цель данной курсовой работы – проанализировать и дать оценку сенсорному развитию умственно отсталого дошкольника.

Объектом исследования выступает своеобразие и особенности развития системы сенсорных эталонов у умственно отсталых дошкольников.

Предмет исследования – зависимость различных видов жизнедеятельности от отклонений в сенсорном развитии умственно отсталых дошкольников.

На сегодняшний день система педагогики в сфере развития сенсорных способностей умственно отсталых дошкольников претерпевает изменения в связи с реформированием системы коррекционных школ, новыми методиками исследования и лечения. В этой связи изучение особенностей сенсорного развития является актуальным как для теоретиков, так и для практикующих олигофренопедагогов.

В качестве основного метода исследования в данной работе применяется анализ литературы, обобщение научного материала, а также изучение и постановка выводов из результатов практической деятельности.

Гипотезы исследования заключаются прежде в сего в следующих утверждения: умственная отсталость в большой степени влияет на сенсорное развитие; сенсорное развитие умственно отсталых дошкольников в значительной степени уступает развитию нормальных детей; существуют и могут быть применимы на практике методы развития сенсорного восприятия умственно отсталых дошкольников. В данной работе будет дана попытка обосновать и подтвердить эти гипотезы.

1. Особенности сенсорного восприятия умственно отсталого дошкольника

1.1. Научные исследования восприятия умственно отсталого дошкольника

Ощущения и восприятия — это процессы непосредственного от¬ражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Каждый анализатор состоит, как из¬вестно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д ), нерва-проводника и центра в коре головного мозга. Ис¬следования академика И. П. Павлова и его школы обнаружили кор¬ковый характер процессов ощущений и восприятий и коренным образом изменили наши представления о сущности и развитии этих процессов. Если раньше зрительные восприятия рассматри¬вали как зеркальное, аналогичное фотографии отражение объекта на сетчатке глаза, то теперь мы рассматриваем зрительный образ как комплекс условных связей, как некоторый динамический сте¬реотип, возникающий в результате анализа и синтеза многократ¬но повторяющихся изменчивых раздражителей.

Ребенок учится смотреть и видеть. То, что он умеет своими глазами увидеть, это результат определенного жизненного опыта. Точно так же и слуховые восприятия ребенка являются следст¬вием ранее выработанных условных связей: ребенок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т. д. Ухо ребен¬ка—эго не лента магнитофона, записывающая все звуки подряд. Заостряя мысль, можно сказать, что ребенок вообще слышит не ухом, а височной областью коры мозга, и то, что он слышит, за¬висит от качества условных связей, сформировавшихся до дан¬ного момента в этой височной области коры. Это очень важное положение общей психологии нужно хорошо осознать, так как по¬вседневный опыт взрослого человека создает у него иллюзию про¬тивоположного характера.

Открыв глаза, мы сразу все видим, а обладая нормальным слухом, все можем услышать. Создается впечатление, что так было всегда. Это происходит потому, что забываются, не подда¬ются осознанию периоды обучения видению, слышанию, вообще всем видам восприятия. Так, взрослый человек, глядя на глаза ; младенца, испытывает иллюзию того, будто малыш тоже видит. Между тем это не так.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»