Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Своевременная систематическая психолого-медико-педагогичес¬кая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консуль¬тативно-методическая поддержка их родителей, социальная адап¬тация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной де¬ятельности осуществляются в системе образования, здравохранения и социальной защиты.

В системе образования педагогическая помощь этим детям реа¬лизуется в разных организационных формах.

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;

комбинированного, имеющего как группы (классы) для нор¬мально развивающихся детей, так и группы (классы) компенси¬рующего вида;

общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совмест¬ного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязатель¬ной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинирован¬ного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:

в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси¬холого-педагогической и медико-социальной помощи в. условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста;

в учреждениях дополнительного образования: центры дополни¬тельного образования детей, детские оздоровительные центры раз¬личного профиля и др.

Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреж¬дений «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных (коррек¬ционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-си¬рот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет¬ся постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад» также на¬ходятся в компетенции ПМПК.

Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в об¬разовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социаль¬ной защиты по согласованию с родителями (законными предста¬вителями ребенка).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются органами здравоохранения.

В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в раз¬витии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа - детский сад» компенси¬рующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребы¬вания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными автор¬скими. В данных учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение де¬тей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обу¬чаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (со¬вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:

осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механиз¬мов;

обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ре¬бенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного уч¬реждения;

наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального об¬разования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интег¬рация — модель специальной педагогики; интегрированный в об¬щеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии ос¬тается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитыва¬ясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Мож¬но считать, что интеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня разви¬тия и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:

комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психо¬лога;

частичная интеграция. Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными тре¬бованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую по¬ловину) в группе нормально развивающихся сверстников;

временная интеграция, при которой воспитанники специаль¬ной группы вне зависимости от уровня психофизического и ре¬чевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц для проведения раз¬личных мероприятий воспитательного характера (эта модель ин¬теграции может и должна реализовываться в образовательных уч¬реждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (груп¬пах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детс¬ких домов).

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руковод¬ство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и пе¬дагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоро¬вых сверстников.

Полная интеграция может быть эффективна для детей с откло¬нениями в развитии, которые по уровню психофизического и ре¬чевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1—2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад», при этом они обязательно должны получать коррекционную по¬мощь либо по месту обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующе¬го вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в специализиро¬ванных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонения¬ми в развитии в коллектив обычных сверстников должно способ¬ствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое со¬общество людей.

Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонения¬ми в развитии является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и комбинированного, так и компен¬сирующего вида. Если перед специальными дошкольными учреж¬дениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонени¬ями в развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждени¬ями «Начальная школа-детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии, оказываются прин¬ципиально иные задачи:

педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направ¬ленные на выявление дошкольников с подозрением на отклоне¬ние в развитии;

работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необ¬ходимости комплексного медико-психолого-педагогического об¬следования ребенка;

постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-дефектологом, педагогом-психо¬логом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обуче¬нию ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями спе¬циалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога;

обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;

работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, со¬блюдения рекомендаций специалистов, оказания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»