Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Система образования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


План

Введение 2

1. Система формального образования как объект социологического изучения 3

2. Эволюция системы образования 5

3. Функции института образования в обществе 8

Заключение 14

Литература 15

Введение

В процессе функционирования и развития общества довольно важную роль играет социальный институт образования. Поддержание достиг¬нутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенство¬вание невозможны без овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которой как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью пере¬дачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относи¬тельно самостоятельную систему, "функцией которой является систе¬матическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и полити¬ческим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" под¬разумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреж¬дений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предпи¬санному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, нау¬чение определенным навыкам и действиям, которые должны соответст¬вовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распрост¬раненных в данном обществе социальных ролей. Стало быть функцио¬нирование системы формального образования определяется господст¬вующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политичес¬кими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

1. Система формального образования как объект социологического изучения

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достиг¬нутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенство¬вание невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью пере¬дачи накопленных знаний и культурных ценностей. Более подробно образование можно охарактеризовать как относи¬тельно самостоятельную систему, "функцией которой является систе¬матическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и полити¬ческим строем общества, уровнем его материально-технического развития В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" под¬разумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреж¬дений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предпи¬санному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, нау¬чение определенным навыкам и действиям, которые должны соответст¬вовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распрост¬раненных в данном обществе социальных ролей. Стало быть функцио¬нирование системы формального образования определяется господст¬вующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политичес¬кими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образо¬вание", то под ним понимается несистематизированное обучение инди¬вида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Нефор¬мальное образование также является важной составной частью социа¬лизации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе фор¬мального образования в современном обществе оно играет вспомо¬гательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образо¬вания, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.

2. Эволюция системы образования

Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.

В примитивных, первобытных обществах образование являлось сос¬тавной частью социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурно¬го наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не существовало и особого перио¬да подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необхо¬димые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени . Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет, а в под¬ростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занима¬лись мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он под¬вергался особой церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение которых юноши и девушки должны были продемонст¬рировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов об¬щества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых дейст¬виях.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов об¬щественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образова¬ния. Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным приме¬ром первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда под¬ростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, куп¬цу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овла¬девал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйствен¬ного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организован¬ная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследо¬ваний в области физики, математики, логики. Характерной особен¬ностью системы формального образования в доиндустриальном общест¬ве являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий. Подлинная революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распрост¬ранение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники. Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей, университетов, осуществляющих

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»