Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Смысл воспитания

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Смысл воспитания

(реферат)

Банников Сергей Николаевич

Кафедра ФН-3 «Теоретическая механика»

Москва

1997

Московский Государственный Технический Университет

им. Н. Э. Баумана

Смысл воспитания

В наше время, когда искажаются и смещаются по-нятия, и слово может уже не значить того, чего оно значило несколько лет назад, придумать первую фразу письменной работы стало довольно затрудни-тельно. Ранее достаточно было начать любой лист бумаги с фразы «В материалах XXVII съезда партии большое внимание уделено вопросу», далее вписать нужное, и этого было достаточно. Теперь приходит-ся соображать самостоятельно. Итак, данный рефе-рат (в большей части это скорее автореферат, хотя и будет предпринята попытка коснуться литературы по этому вопросу), озаглавлен «Смысл воспитания». Обращаясь к справочной литературе, можно описать воспитание как «процесс систематического и целе-направленного воздействия на духовное и физиче-ское развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной дея-тельности. Тесно связано с образованием и обуче-нием» ([1], с.248). Несмотря на дальнейшее идео-логическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.

Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание как резуль-тат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, под-разумевая под этим суммарный результат, получен-ный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по мнению автора, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достиже-ния. Рамки темы достаточно широки (строго говоря, поэтому она и была выбрана), и не ограничены выс-шей школой. Поэтому из данной работы скорее всего получится автобиография с попыткой осмысления.

Человек подвергается воспитанию с самого рож-дения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в сво-ем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс [2] – педа-гогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое при-менение в определенных условиях. Далее предприня-та попытка выделить смысл воспитания при примене-нии каждой парадигмы. При этом под смыслом пони-мается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируе-мый результат, который хотелось бы видеть.

Что же собственно является результатом воспи-тания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет ска-зать, что результатом воспитания является лич-ность. Под личностью здесь понимается (согласно [2]) совокупность социально значимых особенностей конкретного человека . Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Педагогическая парадигма

Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.

Конечно, маленький ребенок, личность которого находится в процессе становления, действительно не способен самостоятельно отделять ангцов от козлищ. Но внутреннее противоречие педагогической парадигмы с точки зрения автора заключается в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества. Нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы. Возможно, это все влияние еще одного прочитанного нам курса [3], но хотелось бы привести следующие два примера. Номер раз: возраст семь лет, урок специальности (скрипка) в ДМШ №1. При любой ошиб-ке – крик с требованием «поставить руку правиль-но», «не горбиться», и так далее. Номер два: воз-раст двадцать четыре года, лекции многоуважаемого Смирнова «Гуманистические традиции образования». После лекции входит декан и, обращаясь к присут-ствующим, пророчит кары на головы отсутствующих за непосещение. Так сказать, контрастный душ. При этом из нашего потока формируют будущих препода-вателей высшей школы…

Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями ее недостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности вос-питуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными доку-ментами. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить превосходство своей точки зрения.

Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки существующего общественного устройства. Но в любом случае это имеет мало общего с формированием действительно полноценной творческой личности. Хотя с другой стороны, каково на самом деле соотношение между творческими и нетворческими областями деятельно-сти, можно легко представить…

Андрологическая парадигма

Согласно андрологической парадигме, воспитуе-мый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схеме отво-дится роль помощника, который должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути. Теория этой парадигмы не сформирована, тут (впрочем, как и в педагогике в целом) преобладает феноменологиче-ский подход.

Сама концепция радует тем, что ставить воспи-тателя и воспитуемого в более-менее равное поло-жение. Но тут возникает другое противоречие. Для того, чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Но представить это мож-но только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Следует заметить, что данная парадигма применяется в основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае понимается получение образования.

Требования к преподавателю в этом случае воз-растают. Необходим учет индивидуальных особенно-стей студентов, понимание того, что каждый их них будет использовать (или не использовать) препода-ваемые знания и умения по-своему. Далеко не каж-дый специалист способен быть педагогом в данном качестве. Конечно, если не сводить процесс полу-чения образования к чтению перед аудиторией из-бранных разделов собственной монографии…

Акмеологическая парадигма

Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует предоставить макси-мальную помощь в раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей, помощь взобраться на собственную вершину (acme – вершина).

Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность. От преподавателя в данном случае требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание лю-дей. Это дано далеко не каждому, поэтому акмеологическая парадигма скорее всего никогда не будет реализована в высшем образовании просто потому, что, строго говоря, этому невозможно научить.

Коммуникативная парадигма

Концепция коммуникативной парадигмы предусмат-ривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенство-вание людей. В научной сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семи-нарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основе различных групповых психоло-гических тренингов (например, Life Spring). В данном случае роль преподавателя выполняет пред-седатель или ведущий конференции, руководитель тренинга и так далее. Кроме знания предметной об-ласти, от такого человека требуется коммуника-бельность, разумный конформизм, гибкость и кор-ректность в общении. Для достижения цели необхо-димо, чтобы участники такого процесса (который также можно рассматривать как воспитательный) бы-ли заинтересованы в нем.

Современная высшая школа

Из рассмотрения парадигм современного воспита-ния легко заметить, что они (в идеале) ложатся на вполне определенные периоды жизни человека:

Период жизни Парадигма

Детский сад, школа, ПТУ Педагогическая

Высшие учебные заведения Андрологическая

Профессиональная дея-тельность Коммуникативная

(Акмеологическая парадигма стоит несколько особняком, так как ориентирована прежде всего на гуманитарных творческих личностей. Поскольку в этой сфере автор не считает себя компетентным, далее рассматриваться она не будет).

Казалось бы, такая схема должна позволить по-лучить именно тот результат процесса воспитания, который бы строил и личность, и общество. При по-степенном повышении уровня развития самого чело-века происходит переход от простых форм его вос-питания к более сложным. На практике же воспита-тели и преподаватели, один раз увидев в воспитуе-мом своеобразную точку приложения педагогической силы, в силу инертности человеческого мышления не могут переключиться на другие формы работы. Таким образом, искажается первоначальный смысл воспита-ния.

Далее сделана

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»