Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Социальная педагогика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. История вопроса по социологии семьи и важности

социальной работы 4

2. Русская социология семьи. 6

3. Понятие неполной семьи. Работа социального педагога по решению основных проблем в неполной семье 10

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить множество задач. Всестороннее воздействие на личность ребенка и грамотно поставленная работа социального педагога помогает решить проблему адаптации детей в обществе. Все в комплексе способствует улучшению взаимопонимания и взаимопомощи с клиентами социальной службы: детьми, их родителями, педагогами, воспитателями.

Актуальность проблемы по особенностям социальной работы социального педагога с неполной семьей заключается в следующем. Несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, педагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования. Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оперативных сводок МВД России. Мы узнаем об убийствах, тяжких телесных повреждениях, нелицеприятных разделах имущества, о том, почему дети убегают от своих родителей и не хотят возвращаться в родной дом из приюта.

Проблемы социальной работы с детьми из неполных семей, ответственности родителей и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике, социологии и психологии, ведь будущее страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение.

Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Наше общество не может закрывать глаза на то, что именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.

Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются со множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и приходят на помощь социальные службы.

Укрепление семьи – острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка. И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан.

Эффективная работа социального педагога поможет справиться со множеством трудностей, стоящих перед семьей, но все же изначально должна быть помощь и на государственном уровне. Вопросы финансирования, социального обеспечения, правовые основы деятельности и защиты и многие другие остаются зачастую неразрешенными, что, конечно, затрудняет и без того сложную работу социального работника или педагога.

Основные методы, которыми пользуется в своей работе современный социолог, такие, как тестирование, анализ, наблюдение, консультирование, психодиагностика, опрос, анкетирование, сделают его работу наиболее продуктивной.

1. История вопроса по социологии семьи и важности

социальной работы

Истоки социологического исследования семьи идут от работ французского социолога Фредерика Ле Пле (XIX в.) и американского социолога Эрнста Берджесса (XX в.). Основные социологические тео¬рии можно применить к изучению семьи следующим образом: теории конфликта и структурного функционализма относятся к макросоцио¬логии семьи, а символический интеракционизм, этнометодология, те¬ория обмена, психоаналитическая теория и социометрия — к микро¬социологии семьи. Две последние теоретические традиции являются также признанной основой практической работы по изменению семей¬ных отношений, тогда как первые три подхода сосредоточены в основ¬ном на объяснении семейных процессов, причем феноменологичес¬кое направление пытается избавить анализ от искажающего воздействия обыденных интерпретаций, продуцируемых повседневностью семейной жизни. В русской социологии семьи ощутимы семена интеракционизма, социологии понимания и психоанализа, особо следует отметить влияние марксизма и марксистского феминизма на развитие отече¬ственной социологии семьи в 20-х — 80-х гг. XX в.

Среди социологов, пожалуй, не найти тех, кто ни разу не упомя¬нул бы по какому-либо поводу семью, тем не менее ученых, специа¬лизирующихся в области социологии семьи, не так-то много. По-видимому, многое зависит от роли семейного изме¬рения общества. В XIX в., когда ключ к настоящему и будущему свя¬зывали с очень популярной тогда темой происхождения человечества, семья оказалась в центре внимания не случайно. Ф. Энгельс (1820-1895) посвятил марксистской трактовке происхождения семьи отдельную книгу. В первой половине XX в., стремясь понять, как устроено обще¬ство, социологи рассматривали семью как стабилизирующий механизм. Основатель структурного функционализма Т. Парсонс (1902-1979) нео¬днократно обращался к теме семьи и написал вместе с Р. Бейлзом работу по социализации семьи.

Однако, если искать тех, кто положил начало собственно социо¬логии семьи, то прежде всего следует назвать имена французского со¬циолога Фредерика Пьера Ле Пле (1806—1882) и американского соци¬олога Эрнста Берджесса (1886—1966), одного из первых президентов Американского Национального Совета по семейным отношениям.

Ле Пле поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам. Более того, он единственный из социологов XIX столетия, кто восстал против либерально-демократической идеологии индивиду¬ализма, эмансипировавшей индивида от семьи и превращавшей его в строительный блок государства. Фундаментальным элементом обще¬ства является семья, корневая семья, по Ле Пле (родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына). Социальный порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе, кор¬невой семьи, которая исключает ригидность патриархальной семьи и «эгоистический атомизм» современной, нестабильной семьи. Стремясь исследовать общество как естествоиспытатель, Ле Пле хотел понять причины социальных революций через «самоличное» изучение простей¬шей модели общества — семьи, через социальное возвышение и паде¬ние семей.

О влиянии Ле Пле можно судить по следующему факту. Карл Цим¬мерман, друг Питирима Сорокина по Миннесотскому университету (им принадлежит внушительный трактат по социологии села), в на¬чале 30-х годов повторил бюджетные исследования, и, хотя результа¬ты не полностью совпали с данными Ле Пле, ему удалось установить, что система сельской семьи в силу ее близости к «традиционной» ока¬залась лучше адаптирована к эпохе Великой депрессии, чем урбанизи¬рованная семья. Следует к этому добавить, что, по мнению видного американского социолога и историка семейных изменений Аллана Карлсона, Ле Пле явился родоначальником интеллектуальной традиции — Ле Пле — Карл Циммерман - Питирим Сорокин — Роберт Нисбет, — которая усматривает истоки любых разновидностей тоталитаризма в упадке семьи и которая переориентирует социальную науку с «индивидоцентризма» на семью как исходную «клеточку» социума, относя семейные изменения к важнейшему фактору социальной истории.

Э. Берджесс, определявший семью как «единство взаимодействую¬щих личностей» и увидевший в крахе «традиционной» семьи не инсти¬туциональный кризис семьи вообще, а лишь «усиление» эмоциональ¬ных опор брака, и тем самым института супружества как автономного от семьи социального образования, стал лидером социально-психоло¬гической перспективы в изучении семьи как микрогруппы.

Тезис Э. Берджесса о переходе семьи-института к супружескому партнерству и товариществу нельзя трактовать как переход от семьи-института к семье, переставшей быть социальным институтом. Речь идет об изменении в рамках семьи-института характера групповых взаимо¬отношений между супругами и всеми членами семьи. Таким образом, Э. Берджесс говорит о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи. В этом смысле можно сказать, что было угадано

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»