Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Сочинение-эссе: "Моя педагогическая философия"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


"Люди, опомнитесь!

Узрите содеянное вами

и ужаснитесь!"

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами, перед варва-ром – Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя "венцом при-роды", забыл, что сам является ее скромной частицей.

Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно вос-клицает современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не про-жить и дня единого". Это "золотые" слова, вдумайтесь в них.

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество "лицом к лицу" столкнулось с жесточайшим экологиче-ским кризисом, смертельная опасность которого стала особенно оче-видной сейчас, когда тучи военного конфликта несколько поредели. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быст-ро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь ле-сов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуля-цию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально "вывали –ваются" на планету горы отбросов, удушающих все живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют "парниковый эффект", истоща-ют вокруг планеты озоновый слой.

Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация, на-пример, на Урале, может оказать воздействие на состояние окружаю-щей среды во Флориде, а процессы, происходящие, скажем, в Кали-форнии, способны повлиять на состояние живой природы на Дальнем Востоке. Пыль Сахары с помощью пассатов достигает берегов Юж-ной Америки, а дыхание Чернобыля, к большому сожалению, ощути-ли и в некоторых странах Западной Европы.

Может ли кто-нибудь спрятаться (на острове, в бункере, в горах) от экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы – и правильно. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля", зна-чит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств или разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, устано-вить надгробный камень с такой скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего для себя."

Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся мно-гие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты – Земли. Во всяком случае этот про-цесс очень ярко проявляется в нашей стране.

Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная си-туация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынуж-денное заняться поиском ответа на известный вопрос: "Быть или не быть?"

Поработав в детском саду 12 лет, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры.

Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологи-ческого характера, которые в дальнейшем определяют мотивы по-ступков и поведения. Экологические знания – это сведения о взаимо-связи растений и животных со средой обитания, их приспособленно-сти к ней; о человеке как части природы; об использовании природ-ных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.

Знания – это не самоцель в экологическом воспитании, но необ-ходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выра-жаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстети-ческих переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены мате-риалы природного происхождения.

Работая с дошкольниками, я стараюсь использовать разнообраз-ные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и жи-вотными в уголке природы и на участке; ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, по-ходы, использование игровых обучающих ситуаций.

Спецификой моей технологии является использование на протя-жении всего учебного года литературных произведений В.Бианки, ко-торые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специ-фику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.

Значительное место отвожу творческим процессам, восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятель-ности, словесно-литературному творчеству (рисование иллюстраций к рассказам и сказкам В.Бианки, изготовление самодельных книг), ор-ганизация выставок.

Так, в сентябре я провожу наблюдения за поведением детей в уголке природы, на участке детского сада, их отношением к живым существам, вещам, за играми (отмечаю случаи использования при-родных материалов, природоведческих сюжетов).

Начинается цикл наблюдений за цветущими травянистыми рас-тениями участка.

Наблюдение 1.

"Что цветет на участке в начале сентября?"

Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их на-званий, фиксация внимания детей на красоте цветущих растений.

Наблюдение 2.

"Какие они, цветущие растения?"

Осмотр растений, их строения (стебель, листья, цветки, корень). Сравнение растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеб-лей, запаху.

Наблюдение 3.

"Кто помогал расти цветам?"

Определяется назначение всех частей растения: корень – чтобы впитывал влагу, питательные вещества; стебель – чтобы переносить их к листьям, цветам, семенам; листья – чтобы поглощать свет. Расте-ния выросли потому, что участок – хороший "дом" для них, в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам помогали солнце, дождь, земля и люди.

Продолжаю наблюдение за детьми с целью определения уровня их экологической воспитанности. С помощью несложных заданий, вопросов, тестов выявляю их знания о потребностях живых существ, способах их удовлетворения, среде обитания.

Продолжаю наблюдения за цветущими травянистыми растения-ми участка.

Наблюдение 4.

"Что было сначала, что будет потом?"

Я задаю вопросы: каким было растение до того, как на нем поя-вились цветы? С чего началось растение? Что будет после цветов? Будут ли на будущий год цветущие растения на участке? Что надо для этого сделать?

Наблюдение 5.

"Соберем семена садовых цветов".

Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты (цветок один – семян много; значит на будущий год мож-но вырастить много цветущих растений).

Наблюдение 6

" Украсим группу, детский сад красивыми цветами".

Дети любуются красотой цветов, срезают их для букетов, укра-шают группу, раздевалки, спальни, лестницы, дарят малышам.

Я с детьми посещаю огород на участке детского сада, осматрива-ем растения, определяем готовность плодов к сбору, планируем рабо-ту. Начинаю чтение книги В. Бланки "Мышонок Пик" ( ежедневно по одному рассказу ). Перед каждым чтением дети вспоминают содер-жание предыдущего рассказа.

Провожу целевую прогулку к овощному базару или магазину (какие овощи и фрукты продаются в магазине в сентябре). Покупаю овощи и в группе вместе с детьми готовлю салат, обсуждаю с ними последовательность и обязательность всех действий. Вечером бесе-дую с детьми о здоровье: обсуждаю, чем полезен салат, говорю, что В свежих овощах, фруктах, ягодах много витаминов, от которых здоро-вье и взрослых, и детей становится крепче; что здоровье надо ценить, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела, надо радоваться здоровью и заботить-ся о нём.

Наблюдение 7

"Где растут садовые цветы?"

Целевая прогулка за пределы детского сада (в школу, парк).

Наблюдение 8

Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?"

Дети находят на участке семена (подорожника, вьюна и др.), убеждаются, что они сами опадают, потом разносятся ветром, цепля-ются за одежду, за шерсть животных; приходят к мысли о том, что их можно собрать для зимней подкормки птиц.

В свободное время я разговариваю с детьми на тему "У каких растений семена летают?" (одуванчик, мать-и-мачеха, чертополох и т.д.).

Роль педагога в реализации современных педагогических про-блем велика. Воспитатель должен хорошо быть подготовлен теорети-чески, много читать и знать, уметь передавать свои знания в доступ-ной, занимательной форме, учитывая психолого-педагогические воз-растные особенности воспитанников.

Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд научной и методической литературы, готовлю занимательный мате-риал:

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»