Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Урок как основная форма обучения в школе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Общее понятие об уроке. Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, осно-воположником которой является Я. А. Коменский.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с по¬стоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основ¬ных ее чертах в настоящее время принята как в украинской шко¬ле, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обуче¬ния учебная работа проводится со всеми учащимися одновремен¬но. Она может носить общеклассный, групповой или индивиду¬альный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, поз¬воляет: 1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному пред-мету на определенные части—уроки, кото¬рые в строгой логической последо-вательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведен-ного учебного вре¬мени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль учи-теля в образовании, воспитании и развитии учащихся; 3) организовать учеб-ную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с фор¬мированием личности; 4) чередо-вать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению опреде-ленной четкости в ра¬боту школы; 5) формировать коллективистические от-ношения.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого стра-дают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас стано¬вятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанно¬го не-достатка — задача первостепенной важности в условиях все¬общего среднего образования.

Типы и структура уроков. Термин структура латинского про¬исхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строе-ние.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей систе¬ме уроков по теме курса. Ка-ждый урок представляет собой орга¬низационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определен¬ное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протя¬жении учеников умело, организу-ют на работу, время распреде¬лено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определен¬ном содер-жании урока, расчлененном на отдельные вопросы, рас¬крывающие план те-мы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных резуль¬татов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Ина¬че говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интел¬лектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологи¬ческая сторо-ны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдают¬ся факты, когда урок орга-низационно закончен, а логически и психологически не закончен (несделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными на уроке, у них не возник¬ло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учеб-ного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является зве-ном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правиль-ного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логи-ческое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в це-лом и на этом основании определить основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образователь¬ные и воспитательные зада-чи темы на каждом уроке.

Определить основную дидактическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, за-креплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного ма¬териала. Урок может иметь и несколько дидак-тических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель ре¬шается на том или ином уроке, структура уроков, а следователь¬но, и типы уроков будут различны.

В педагогической литературе предлагаются различные клас¬сификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет, Все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели уро¬ка. Исходя из основной дидактической це-ли урока, можно ука¬зать такие типы уроков: объединенный, или комбиниро-ванный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навы-ков—контрольный, или учетный, урок.

1. Объединенный, или комбинированный, урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических за¬дач: повторение пройденного и провер-ка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбиниро-ванные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьни¬ков (не-устойчивость внимания, повышенная эмоциональная воз¬будимость), так и особенностью построения новых учебных про¬грамм и учебников. В частно-сти, своеобразие учебников матема¬тики состоит в том, что они построены поурочно, а главное—на каждом уроке предусматривается проведение рабо-ты по несколь¬ким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их за-креплением, работа над материалом, готовящим к усвое¬нию новых знаний. Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

1) проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоению новых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изучен¬ного материала, 5) за-дание на дом.

Возможно и несколько дру¬гое расположение составных частей комбини-рованного урока. Например: 1) изучение нового материала, 2) закрепление изу¬ченного на данном уроке и ранее пройденного, 3) задание на дом, 4) под-готовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части—по¬вторение или проверка, изучение и закрепление нового — по свое¬му объему и времени представлены более или менее равномерно.

2. Урок изучения нового. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматрива¬ется почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изу¬чение нового мате-риала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все дру¬гие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изу-чении нового ма¬териала с изученным, включить новые знания в систему ра-нее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготав¬ливают детей к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первич-ное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова: 1) повторение мате¬риала, необхо-димого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщение темы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка понимания учащимися изу-ченного материала и его первичное закрепление, 5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных ча¬стей урока: 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) задание на дом, 4) проверка понимания учащими¬ся воспринятого материала и его пер-вичное закрепление.

3. Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и на-выков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе в отличие от ранее действующей начальный этап фор¬мирования навыков иной. Так, на-пример, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания учащи-мися свойств арифме¬тических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение учащимися различных трениро-вочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в опреде-ленной системе, осно¬вой которой является постепенное нарастание трудно-стей.

Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообще¬ние цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навы-ков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) вы-полнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполнен-ных работ, 5) задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений прово-дится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидакти-ческие цели подчиняются основ¬ной дидактической цели урока—закреплению изученного.

4. Повторительно-обобщающие уроки. Уроки дан¬ного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса. Структура подобных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»