←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
лопаток)
Возле (кадок) – два ведра.
После утренней (зарядок)
Мы работали на (грядок) –
И (посадок) все в (порядок),
Их теперь полить пора.
(Е.Благинина.)
5. Подберите слова, которые отличаются звонкими или глухими согласными.
шар – жар год – код
пой - … том - …
тень - … тело - …
пил - … полка - …
точка - … тоска - … [51, 38].
Упражнения четвертой группы довольно трудны уже по своей структуре. Ребенок должен обозначить согласный звук, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слов. Все те умения, которые формируются в процессе выполнения упражнений первых трёх видов, здесь выступают в совокупности, образуя первую собственно орфографическую задачу. Обычно такие задания составляют основное содержание уроков по русскому языку: различного рода списывания, диктанты, комментированное письмо [7, 29-30].
Наблюдения за работой в начальной школе показывают, что детям интересны предложенные задания, с которыми они успешно справляются.
К работе прилагаются различные виды упражнений по темам: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание слов с удвоенными согласными. Разделительный твердый знак. Разделительный мягкий знак. (См. приложение)
3.5. Использование перфокарт и карточек с выборочным ответом при повторении орфографии
В последние годы в школе стали применяться элементы программированного обучения. Используются они и в младших классах. Один из элементов программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в корне – выборочный ответ.
Младшие школьники знают: чтобы научиться писать без ошибок, надо подкреплять знание правил упражнениями. Повторяя правописание безударных гласных в корне, они неоднократно встречаются с такими видами работ, как ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление со словами с такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты и т.д. Задания с выборочным ответом – новый для учащихся вид работы, который тоже поможет им практически усвоить правописание безударных гласных в корне. Смысл его применительно к указанной орфограмме в следующем. Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ. Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.
Слова Ответы
1 2 3 4
зад…ржаться е е и е
к…лючий а о о о
щ…ка е е е и
Требуется:
1) вставить пропущенные буквы сначала мысленно ( в уме);
2) объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;
3) выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название – «выборочный ответ»).
Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.
Приведем примеры заданий с выборочным ответом.
Задание 1. Проверьте написание безударных гласных в корне в данных словах. Запишите правильный ответ вместе с проверочными словами. Объясните (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы.
Слова Ответы
1 2 3
вареный
маслёнка
отпилить варенье
маслить
пилить варит
масло
пилка сварить
намаслить
пила
Образец (для учителя). В первом и третьем ответах допущены ошибки: в них не во всех словах безударная гласная стоит под ударением и слышится неясно. Во втором ответе безударные гласные в корнях всех слов находятся под ударением и слышатся чётко. Этот ответ правильный: варит, масло, пилка.
Задание №3. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами предложения.
Слова Ответы
1 2 3
барометр
доказать
иллюстрация
капель
мизинец
спешить
тетрадь барометр
иллюстрация
мизинец
тетрадь доказать
капель
мизинец
спешить
барометр барометр
доказать
иллюстрация
мизинец
тетрадь
Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить.
Приведём примеры предложений с этими словами: Барометр предсказывает сегодня дождливую погоду. В иллюстрации к сказке художник использовал яркие краски. Мизинец – самый маленький палец на нашей руке. В моей тетради всегда чистота и порядок.
Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно. [33, 25-27].
В своей работе многие учителя используют перфокарты. Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И, главное, дает возможность осуществлять на уроке обратную связь
Приведем примеры работы с перфокартами.
Дети получают задание определить склонение имён существительных. Учитель рисует на доске кружочки с цифрами склонений: 1, 2, 3.
У каждого ученика перфокарта, внутрь которой он вставляет половинку листа: Крестиком в кружочке отмечает нужное склонение.
I вариант II вариант
I м…дведь
II м…тель
III праз…ник
IV д…ревня
V ж…знь
VI р…бина I п…ртфель
II л…нейка
III пл…щадка
IV площ…дь
V оз…ро
VI ноч…
Например, работая над существительным медведь, дети определяют, что он 2-го скл., ставят крестик во втором кружочке вертикального ряда 1-й строки и т.д. После того как листочки собраны, ученики получают задание списать данные существительные в тетради, вставить пропущенные орфограммы.
Титов I вариант
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Выполняя эту работу, дети за короткое время успевают определить склонение имён существительных, повторить правописание безударных гласных и гласных после шипящих (жизнь, площадь).
Следующий вид работы с перфокартами: определить падеж имён существительных. На доске обозначены падежи:
1 2 3 4 5
р д в т п
приведены следующие слова:
I на полян…
II у дедушк…
III в магазин…
IV к постел…
V из маши…
VI под яблон…
В первом ряду под цифрой 5 предложный падеж4 во 2-м ряду под цифрой 1 – родительный падеж и т.д. Пока учитель проверяет, дети списывают слова в тетради, вставляют пропущенные окончания, подбирают к существительным имена прилагательные. При выполнении данной работы учащиеся повторяют правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
Титов I вариант
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Таким же образом можно работать с безударными гласными, звонкими, глухими и непроизносимыми согласными [23, 23-24].
Данные перфокарты не единственные, существует большое количество разнообразных как по форме, так и по содержанию, перфокарт. Каждый учитель должен творчески подойти к их изготовлению Главное, что они помогают проводить интересную работу по предупреждению орфографических ошибок.
Заключение
Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.
В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку. усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.
В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической
←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
|
|