Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


- 2 -

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................... 3

ГЛАВА I.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НАУЧНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ)........................................... 10

§ 1.Сознание как психолого-педагогическая категория... 11

§ 2.Роль и место экологии в современном обществе...... 17

§ 3.История развития экологии как науки............... 23

§ 4.Роль и место экологии в обучении.................. 31

ГЛАВА II.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ........ 36

§ 1.Связь образования и естественно-научных дисциплин.

§ 2.Формирование бережного отношения школьников

к природе......................................... 39

§ 3.Условия формирования экологических знаний......... 41

§ 4.Вопросы экологии в начальном курсе физики......... 45

§ 5.Экологизация географических знаний................ 53

§ 6.Формирование экологического сознания на уроках

биологии.......................................... 58

§ 7.Экологизация курса химии.......................... 66

ГЛАВА III.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА..................................... 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................110

ЛИТЕРАТУРА.................................................112

.

- 3 -

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела

место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая пробле-

ма взаимодействия человека и природы, а также воздействия челове-

ческого общества на окружающую среду стала очень острой и приня-

ла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность лю-

дей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы,

учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осоз-

нание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это озна-

чает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только

как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других

отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Зем-

ле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздейс-

твия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно

развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осущест-

вимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколо-

го-нравственной культуры, экологического и нравственного созна-

ния, формирование которых начинается с детства и продолжается всю

жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное

значение приобретает экологическое образование и воспитание чело-

века всех возрастов и профессий.

Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные

области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них ос-

новное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно

связана с другими биологическими и географическими науками. Эко-

логия из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась

- 4 -

в общую проблему. В 70-е годы произошла быстрая экологизация ес-

тествознания. Экологический подход становится всеобщим.

Экологические проблемы в современных условиях перехода об-

щества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь

экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы эко-

логии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным вос-

питанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспи-

тания мало исследованы. Теория вззаимосвязи экологического и

нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эко-

лого-нравственного воспитания разработаны недостаточно. Все это

ставит перед педагогической наукой заачу разработки многосторон-

него эколого-нравственного образования учащихся различных типов

школ: гимназий, общеобразовательных школ, лицеев и т.д.

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В раз-

витие теории нравственного воспитания в процессе общения с приро-

дой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и

просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось

под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много

в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и

т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами приро-

ды, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

Культивирование нового сознания по отношению к природе -

процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социаль-

ными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения

экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, от-

сутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потре-

бительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без дол-

- 5 -

госрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства,

безнаказанности за экологические правонарушения, формирование но-

вого понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей

перед природой непросто. И все-таки общеобразовательная школа

призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового

поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его

постоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача шко-

лы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И

не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того ,

что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому обра-

зованию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали

относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В

результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные

пленки на поверхности воды. В конце концов это приведет к тому, о

чем очень хорошо написал в своем стихотворении В.Федоров:

Меня охватывает дрожь, Земли не вечна благодать.

Когда смотрю в провал заклятый, Когда последнего потомка

О, человечество, Ты пустишь по миру с котомкой,

куда ты, Ей будет нечего подать.

Куда ты милое идешь.

Одной из основных причин незрелости экологического сознания

людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологичес-

кого воспитания и образования населения. Далеко не каждый человек

имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем

на уровне большой науки, представление об этих проблемах склады-

вается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыден-

ных впечатлений или из сообщений средств массовой информации.

- 6 -

Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать

стройную систему экологических знаний, которая необходима ему,

чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача

общества тут - обеспечить системный характер экологического вос-

питания и образования населения.

Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя

обойтись без радикальных и всесторонних преобразований практичес-

ки всех аспектов общественной жизни.

Существенные преобразования должны претерпеть научные знания

в плане преодоления их традиционной разобщенности и наполнения

естественных наук гуманистическим содержанием, а общественных -

естественнонаучным. Более органичный и полный, чем прежде, синтез

наук - необходимая предпосылка формирования такой комплексной об-

ласти научного знания, как социальная экология, которую уже не-

возможно безоговорочно отнести ни к общественным, ни к естествен-

ным наукам. Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер

общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологи-

зирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производс-

тве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обла-

дает рядом таких

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»