←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
актуальных задач
оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед
школой. В содержании образования эти знания выполняют функцию ре-
ализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, фун-
кцию направленности на формирование научного мировоззрения. Выра-
ботка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования
научной картины мира и систему взглядов на познание.
Третье условие - деятельность и общение в природной среде.
Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на
базе экологических знаний.
Таким образом, при осуществлении экологического подхода к
изучению естественнонаучных дисциплин учащиеся усваивают, что
- 44 -
природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в прос-
транстве. Для данных взаимосвязей характерна определенная законо-
мерность. На уроках физики, химии, биологии, географии и общест-
воведения школьники узнают, что явления, объекты и процессы дейс-
твительности объективно связаны.
Осуществляя межпредметные связи на занятиях естественнонауч-
ных школьных дисциплин и во внеурочное время, школьники изучают
явления природы и общества, познают объективные взаимосвязи.
Школьник овладевает системой знаний в том случае, если он хорошо
знает общие свойства и ее элементы, структуру и функцию изучаемо-
го явления и может применить усвоенные знания в практических при-
родоохранительных целях.
Изучение общества и явлений природы на протяжении всего
школьного курса неразрывно связано с развитием у учащихся систем-
ного мышления, чему способствует анализ объективных связей, обус-
ловливающих биологические, физические, химические и другие явле-
ния на межпредметной основе в экологическом аспекте. В процессе
природоохранительной деятельности школьников большое место должно
отводиться экспериментированию и практике.
При определении целей и задач эксперимента, который ставят
учащиеся, они должны обосновать постановку проблемы, этапы ее
решения, методику исследования количественных и качественных по-
казателей, а также методику проверки гипотезы в эксперименте и
практический результат.
При выполнении практической природоохранительной работы или
эксперимента, при проверке гипотезы школьники учатся систематизи-
ровать известные им факты, устанавливать их взаимосвязь, творчес-
ки применять к ним уже известные законы и, исходя из этого обоб-
- 45 -
щения, делать новые выводы.
Приобретение знаний - первоначальная задача реализации
принципов и условий экологического образования. Основная задача
заключается в применении школьниками полученных экологических
знаний, умений, навыков, методов природоохранительной деятельнос-
ти в общественно-полезной практике и тем самым - в содействии
дальнейшему активному и творческому познанию действительности.
§ 4.Вопросы экологии в начальном курсе физики.
Преподавание физики строится в настоящее время по политехни-
ческому принципу: изучаемый материал группируется вокруг приори-
тетных вопросов технического прогресса (развитие энергетики,
средств связи, транспорта, создание материалов с заданными
свойствами и др.). Однако, современная тенденция гуманизации об-
разования диктует необходимость возвращения физике ее изначально-
го содержания как науки о природе. Подобную переориентацию может
обеспечить экологизация школьной физики, ибо физическое обоснова-
ние имеет два взаимосвязанных аспекта проблемы "человек и приро-
да". Энергетический (рациональное использование природных ресур-
сов) и природоохранный методы предотвращения нарушения - вследс-
твие антропогенного воздействия - или восстановления природного
равновесия). Эти аспекты можно рассматривать при изучении боль-
шинства вопросов физики. Поскольку наибольший интерес к природо-
охранительной работе проявляют учащиеся 7-8 классов, важно акцен-
тировать их внимание на вопросах рационального природопользова-
ния, воспитывая у них чувство ответственности перед природой. По-
кажем, на каком экологическом материале и при изложении каких
- 46 -
вопросов это можно сделать при изучении физики в 7 классе.
ш2
------------T--------------------------------------T-------------
Вопрос ¦ ¦Форма изло-
курса ¦Экологический материал ¦жения (меж-
физики ¦ ¦предм.связь)
------------+--------------------------------------+-------------
1 ¦ 2 ¦ 3
------------+--------------------------------------+-------------
Физические ¦Круговорот веществ в природе и про- ¦Рассказ учи-
явления. ¦мышленном производстве. Проблема ¦теля или бе-
Физика и ¦утилизации отходов. Влияние хозяйст- ¦седа с уча-
техника. ¦венной деятельности людей на окружа- ¦щимися (при-
¦ющую среду (на конкретных примерах ¦родоведение)
¦ближайших к школе предприятий). ¦
------------+--------------------------------------+-------------
Молекулы. ¦Распространение вредных веществ,выбро-¦рассказ учи-
Диффузия. ¦шенных промышленными предприятиями, в¦теля, демон-
¦воздухе,воде и почве. Опасность непра-¦страция опы-
¦вильного применения и хранения мине- ¦тов, иллю-
¦ральных удобрений и гербицидов. ¦страций из
¦ Понятие о ПДК - предельно допустимой¦журналов или
¦концентрации вещества. Контроль за со-¦кинофрагмен-
¦стоянием окружающей среды (измерение ¦тов
¦концентраций вредных веществ и сравне-¦
¦ние с ПДК). Влияние на жизнь водоема ¦
¦нефтяной пленки на его поверхности. ¦
------------+--------------------------------------+-------------
- 47 -
------------T--------------------------------------T-------------
1 ¦ 2 ¦ 3
------------+--------------------------------------+-------------
Притяжение ¦Несмачиваемость оперения водоплавающих¦демонстрация
и оттталки- ¦птиц водой и смачивание ее нефтью. ¦опытов, фра-
вание моле- ¦ ¦гментов
кул ¦ ¦(зоология)
------------+--------------------------------------+-------------
Сила,возни- ¦Деформация плодородного слоя почвы тя-¦рассказ, бе-
кающая при ¦желыми сельскохозяйственными машинами.¦седа (гео-
деформации ¦Вред от посыпания наледи песчано-соле-¦графия, при-
тел. Сила ¦вой смесью (гибель придорожной расти- ¦родоведение,
трения. ¦тельности, разъедание автомобильных ¦ботаника).
¦шин, обуви, коррозия трубопроводов. ¦
------------+--------------------------------------+-------------
Давление ¦Давление на почву тракторов (тяжелых ¦Решение за-
твердых тел,¦типов К-700 и легких колесных). ¦дач, экскур-
жидкостей и ¦ ¦сия (трудо-
газов ¦ ¦вое обучение)
------------+--------------------------------------+-------------
Атмосферное ¦Изменение состава атмосферы под дей- ¦Внеклассная
давление ¦ствием антропогенного фактора (на при-¦работа (гео-
¦мере конкретных производств. "Озоновая¦графия, при-
¦дыра" и ее последствия. Рассеивание ¦родоведение)
¦выбросов в верхних слоях атмосферы. ¦
¦Особенности распространения выбросов ¦
¦при циклонах и антициклонах ¦
------------+--------------------------------------+-------------
- 48 -
------------T--------------------------------------T-------------
1 ¦ 2 ¦ 3
------------+--------------------------------------+-------------
Шлюзы ¦Нарушение природного равновесия при ¦рассказ учи-
¦строительстве каналов. Последствия ¦теля (гео-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
|
|