Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 



Скачать реферат


актуальных задач

оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед

школой. В содержании образования эти знания выполняют функцию ре-

ализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, фун-

кцию направленности на формирование научного мировоззрения. Выра-

ботка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования

научной картины мира и систему взглядов на познание.

Третье условие - деятельность и общение в природной среде.

Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на

базе экологических знаний.

Таким образом, при осуществлении экологического подхода к

изучению естественнонаучных дисциплин учащиеся усваивают, что

- 44 -

природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в прос-

транстве. Для данных взаимосвязей характерна определенная законо-

мерность. На уроках физики, химии, биологии, географии и общест-

воведения школьники узнают, что явления, объекты и процессы дейс-

твительности объективно связаны.

Осуществляя межпредметные связи на занятиях естественнонауч-

ных школьных дисциплин и во внеурочное время, школьники изучают

явления природы и общества, познают объективные взаимосвязи.

Школьник овладевает системой знаний в том случае, если он хорошо

знает общие свойства и ее элементы, структуру и функцию изучаемо-

го явления и может применить усвоенные знания в практических при-

родоохранительных целях.

Изучение общества и явлений природы на протяжении всего

школьного курса неразрывно связано с развитием у учащихся систем-

ного мышления, чему способствует анализ объективных связей, обус-

ловливающих биологические, физические, химические и другие явле-

ния на межпредметной основе в экологическом аспекте. В процессе

природоохранительной деятельности школьников большое место должно

отводиться экспериментированию и практике.

При определении целей и задач эксперимента, который ставят

учащиеся, они должны обосновать постановку проблемы, этапы ее

решения, методику исследования количественных и качественных по-

казателей, а также методику проверки гипотезы в эксперименте и

практический результат.

При выполнении практической природоохранительной работы или

эксперимента, при проверке гипотезы школьники учатся систематизи-

ровать известные им факты, устанавливать их взаимосвязь, творчес-

ки применять к ним уже известные законы и, исходя из этого обоб-

- 45 -

щения, делать новые выводы.

Приобретение знаний - первоначальная задача реализации

принципов и условий экологического образования. Основная задача

заключается в применении школьниками полученных экологических

знаний, умений, навыков, методов природоохранительной деятельнос-

ти в общественно-полезной практике и тем самым - в содействии

дальнейшему активному и творческому познанию действительности.

§ 4.Вопросы экологии в начальном курсе физики.

Преподавание физики строится в настоящее время по политехни-

ческому принципу: изучаемый материал группируется вокруг приори-

тетных вопросов технического прогресса (развитие энергетики,

средств связи, транспорта, создание материалов с заданными

свойствами и др.). Однако, современная тенденция гуманизации об-

разования диктует необходимость возвращения физике ее изначально-

го содержания как науки о природе. Подобную переориентацию может

обеспечить экологизация школьной физики, ибо физическое обоснова-

ние имеет два взаимосвязанных аспекта проблемы "человек и приро-

да". Энергетический (рациональное использование природных ресур-

сов) и природоохранный методы предотвращения нарушения - вследс-

твие антропогенного воздействия - или восстановления природного

равновесия). Эти аспекты можно рассматривать при изучении боль-

шинства вопросов физики. Поскольку наибольший интерес к природо-

охранительной работе проявляют учащиеся 7-8 классов, важно акцен-

тировать их внимание на вопросах рационального природопользова-

ния, воспитывая у них чувство ответственности перед природой. По-

кажем, на каком экологическом материале и при изложении каких

- 46 -

вопросов это можно сделать при изучении физики в 7 классе.

 ш2

------------T--------------------------------------T-------------

Вопрос ¦ ¦Форма изло-

курса ¦Экологический материал ¦жения (меж-

физики ¦ ¦предм.связь)

------------+--------------------------------------+-------------

1 ¦ 2 ¦ 3

------------+--------------------------------------+-------------

Физические ¦Круговорот веществ в природе и про- ¦Рассказ учи-

явления. ¦мышленном производстве. Проблема ¦теля или бе-

Физика и ¦утилизации отходов. Влияние хозяйст- ¦седа с уча-

техника. ¦венной деятельности людей на окружа- ¦щимися (при-

¦ющую среду (на конкретных примерах ¦родоведение)

¦ближайших к школе предприятий). ¦

------------+--------------------------------------+-------------

Молекулы. ¦Распространение вредных веществ,выбро-¦рассказ учи-

Диффузия. ¦шенных промышленными предприятиями, в¦теля, демон-

¦воздухе,воде и почве. Опасность непра-¦страция опы-

¦вильного применения и хранения мине- ¦тов, иллю-

¦ральных удобрений и гербицидов. ¦страций из

¦ Понятие о ПДК - предельно допустимой¦журналов или

¦концентрации вещества. Контроль за со-¦кинофрагмен-

¦стоянием окружающей среды (измерение ¦тов

¦концентраций вредных веществ и сравне-¦

¦ние с ПДК). Влияние на жизнь водоема ¦

¦нефтяной пленки на его поверхности. ¦

------------+--------------------------------------+-------------

- 47 -

------------T--------------------------------------T-------------

1 ¦ 2 ¦ 3

------------+--------------------------------------+-------------

Притяжение ¦Несмачиваемость оперения водоплавающих¦демонстрация

и оттталки- ¦птиц водой и смачивание ее нефтью. ¦опытов, фра-

вание моле- ¦ ¦гментов

кул ¦ ¦(зоология)

------------+--------------------------------------+-------------

Сила,возни- ¦Деформация плодородного слоя почвы тя-¦рассказ, бе-

кающая при ¦желыми сельскохозяйственными машинами.¦седа (гео-

деформации ¦Вред от посыпания наледи песчано-соле-¦графия, при-

тел. Сила ¦вой смесью (гибель придорожной расти- ¦родоведение,

трения. ¦тельности, разъедание автомобильных ¦ботаника).

¦шин, обуви, коррозия трубопроводов. ¦

------------+--------------------------------------+-------------

Давление ¦Давление на почву тракторов (тяжелых ¦Решение за-

твердых тел,¦типов К-700 и легких колесных). ¦дач, экскур-

жидкостей и ¦ ¦сия (трудо-

газов ¦ ¦вое обучение)

------------+--------------------------------------+-------------

Атмосферное ¦Изменение состава атмосферы под дей- ¦Внеклассная

давление ¦ствием антропогенного фактора (на при-¦работа (гео-

¦мере конкретных производств. "Озоновая¦графия, при-

¦дыра" и ее последствия. Рассеивание ¦родоведение)

¦выбросов в верхних слоях атмосферы. ¦

¦Особенности распространения выбросов ¦

¦при циклонах и антициклонах ¦

------------+--------------------------------------+-------------

- 48 -

------------T--------------------------------------T-------------

1 ¦ 2 ¦ 3

------------+--------------------------------------+-------------

Шлюзы ¦Нарушение природного равновесия при ¦рассказ учи-

¦строительстве каналов. Последствия ¦теля (гео-

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»