Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 



Скачать реферат


¦"поворота рек". ¦графия)

------------+--------------------------------------+-------------

Водопровод ¦Уменьшение запасов пресной воды на ¦Беседа

¦Земле; необходимость ее экономии. ¦(география)

------------+--------------------------------------+-------------

Архимедова ¦Образование нефтяной пленки на поверх-¦Внеклассная

сила.Условие¦ности воды. Способ ее уничтожения. ¦работа

плавания тел¦Экологические аспекты сплава древесины¦(география)

¦по рекам. ¦

------------+--------------------------------------+-------------

Плавание ¦Экологически пагубные последствия су- ¦Рассказ, бе-

судов ¦доходства: разрушение берегов, оглуше-¦седа, демон-

¦ние рыбы, загрязнение водоемов и др. ¦страция соот-

¦Экологические катастрофы, обусловлен- ¦ветствующих

¦ные авариями нефтяных танкеров. ¦фото- и кино

¦ ¦фрагментов

¦ ¦(география,

¦ ¦биология)

------------+--------------------------------------+-------------

- 49 -

------------T--------------------------------------T-------------

1 ¦ 2 ¦ 3

------------+--------------------------------------+-------------

Воздухопла- ¦Разрушение озонового слоя атмосферы. ¦Рассказ учи-

вание ¦Экологическая неэффективность и эколо-¦теля, беседа,

¦гический вред сельскохозяйственной ¦доклады

¦авиации. Использование аэростатов. ¦учащихся

------------+--------------------------------------+-------------

Работа и ¦Мощность, КПД и экологическая безопас-¦Доклады уч-ся

мощность ¦ность различных механизмов (сравни- ¦(трудовое

¦тельный анализ ¦ обучение)

------------+--------------------------------------+-------------

Энергия ¦Перспективы использования безопасных ¦Рассказ учи-

рек и ветра ¦и возобновляемых источников энергии ¦теля, лекция,

¦ ¦доклады уча-

¦ ¦щихся (приро-

¦ ¦доведение,

¦ ¦география)

------------+--------------------------------------+-------------

Рассмотрим пример проведения урока физики, на котором расс-

матриваются экологические вопросы.

На занятии, посвященном установлению условий плавания тел,

после закрепления материала уместно выяснить, где расположится

нефть, вылитая в воду. Получив ответ (на поверхности воды), учи-

тель рассматривает с учениками случай, когда поверхность воды

большая, а нефти мало. Тогда нефть растекается по поверхности во-

ды и покрывает ее тонкой пленкой. Делается вывод, что даже тон-

- 50 -

чайшая пленка нефти затрудняет проникновение молекул кислорода из

атмосферы в оду и выход из нее углекислого и других газов, что

затрудняет дыхание рыбам и всем обитателям водоема. Затем выясня-

ются основные источники загрязнения местных водоемов и мирового

океана (для последнего это танкерный флот). К сожалению, аварии,

влекущие за собой большие негативные последствия, случаются и а

подводных нефтепроводах. К тому же нефть поступает тоже в больших

количествах (но не сразу, как в экстремальных условиях морских

катастроф, а накапливается постепенно) при чистке судов, неакку-

ратном обращении с горюче-смазочными материалами, сливе даже бы-

товых отходов и так далее. С этими источниками загрязнения нужно

вести борьбу всем.

 2Физический эксперимент с экологическим содержанием.

Эффективность изложения вопросов экологии на уроках физики

значительно повышается, если теоретический материал опирается на

физический эксперимент, имеющий экологическое содержание. Расс-

мотрим для примера несколько опытов.

 _Диффузия .. С экологической точки зрения, демонстрация этого

явления должна показать, как разного рода загрязнители проникают

в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений,

животных, человека.

На чистое стекло, находящееся на кадровом окне графопроекто-

ра, наносим пипеткой каплю чистой воды, а рядом с ней каплю "заг-

рязнителя" - раствора марганцовки, чернил и тому подобное. Капли

должны соприкоснуться. На экране учащиеся наблюдают как вследс-

твие диффузии жидкий "загрязнитель" проникает в жидкую воду (диф-

фузия жидкостей). Если рядом с каплей воды положить пинцетом ку-

- 51 -

сочек твердого "загрязнителя" - кристаллик марганцовки, кусочек

красной свеклы и т.п. (так чтобы его край касался капли), то на

экране будет видно, как постепенно от этого края окрашивается во-

да (диффузия твердого тела и жидкости).

 _Капиллярность. . При изучении этого явления важно показать,

что по капиллярным сосудам растений поднимаются из почвы не толь-

ко растворенные в воде полезные вещества, но и вредные, часть ко-

торых накапливается в растениях и может в дальнейшем попасть в

пищу животных и человека, принося вред и им.

Из фильтрованной бумаги или "промокашки" вырезаем две фигур-

ки в виде елочек высотой 10 см. В чашки Петри или другую мелкую

посуду с вертикальным стенками (можно использовать пластиковые

крышки для банок) наливаем воду - чистую в одну из них и ярко

подкрашенную в другую. Опускаем в каждую "елочку" вертикально -

ученики видят, как по фигуркам - имитаторам растений поднимается

вода - по одной чистая, по другой загрязненная, окрашивающая

"елочку" в соответствующий загрязненный цвет.

 _Ветер в качестве источника энергии .. Этот источник - древней-

ший и, что особенно ценно, наиболее экологически чистый. Он ис-

пользуется человеком в ветряных двигателях, преобразующих кине-

тическую энергию ветра в механическую энергию рабочего органа

(жернова, насоса, другого двигателя и т.д.), а также для переме-

щения тел, например, для парусных судов.

Действие паруса можно продемонстрировать на самодельном ми-

ниатюрном парусном кораблике, плавающем в демонстрационной физи-

ческой ванне или большом аквариуме. "Ветер" создается вентилято-

ром. Желательно показать движение парусного кораблика не только в

направлении ветра, но и под углом к нему.

- 52 -

Если в кабинете физики есть модель ветряного электрогенера-

тора, то подсоединив его клеммы к электрической лампочке (2,5 или

3 В) и направив на его лопасти струю воздуха от пылесоса, можно

показать преобразование энергии ветра в удобную для дальнейшего

использования электрическую энергию.

 _Поглощение и рассеивание света. . В результате поглощения сол-

нечной энергии такими средами, как воздух с находящимися в нем

водяными парами, вода рек, озер, морей и океанов, прозрачная для

солнечных лучей до некоторых глубин, происходит нагревание воз-

душной и водной оболочки Земли. Изменение прозрачности этих сред

вследствие задымления, загрязнения существенно влияет на их наг-

ревание, так что техногенное изменение их прозрачности может при-

вести к необратимым тепловым изменениям на Земле, едва ли благоп-

риятным для жизни на нашей планете. На уроке целесообразно пока-

зать зависимость нагревания освещаемого тела от его прозрачности.

Источником света в опытах может служить диапроектор, дающий дос-

таточно сильный и равномерный световой поток; в качестве измери-

теля энергии, прошедшей через исследуемую среду, используем фото-

элемент, соединенный с демонстрационным гальванометром. Поглощаю-

щую среду (задымленный и запыленный воздух, чистое и загрязненное

стекло, прозрачную и мутную воду, лед и т.д.) помещаем в верти-

кальной плоскости между диапроектором и фотоэлементом. Включив

источник света, снимаем показания гальванометра при разных погло-

щающих средах. По отношению этих показаний при чистой среде (воз-

дух, вода, стекло) и загрязненной можно

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»