←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
¦"поворота рек". ¦графия)
------------+--------------------------------------+-------------
Водопровод ¦Уменьшение запасов пресной воды на ¦Беседа
¦Земле; необходимость ее экономии. ¦(география)
------------+--------------------------------------+-------------
Архимедова ¦Образование нефтяной пленки на поверх-¦Внеклассная
сила.Условие¦ности воды. Способ ее уничтожения. ¦работа
плавания тел¦Экологические аспекты сплава древесины¦(география)
¦по рекам. ¦
------------+--------------------------------------+-------------
Плавание ¦Экологически пагубные последствия су- ¦Рассказ, бе-
судов ¦доходства: разрушение берегов, оглуше-¦седа, демон-
¦ние рыбы, загрязнение водоемов и др. ¦страция соот-
¦Экологические катастрофы, обусловлен- ¦ветствующих
¦ные авариями нефтяных танкеров. ¦фото- и кино
¦ ¦фрагментов
¦ ¦(география,
¦ ¦биология)
------------+--------------------------------------+-------------
- 49 -
------------T--------------------------------------T-------------
1 ¦ 2 ¦ 3
------------+--------------------------------------+-------------
Воздухопла- ¦Разрушение озонового слоя атмосферы. ¦Рассказ учи-
вание ¦Экологическая неэффективность и эколо-¦теля, беседа,
¦гический вред сельскохозяйственной ¦доклады
¦авиации. Использование аэростатов. ¦учащихся
------------+--------------------------------------+-------------
Работа и ¦Мощность, КПД и экологическая безопас-¦Доклады уч-ся
мощность ¦ность различных механизмов (сравни- ¦(трудовое
¦тельный анализ ¦ обучение)
------------+--------------------------------------+-------------
Энергия ¦Перспективы использования безопасных ¦Рассказ учи-
рек и ветра ¦и возобновляемых источников энергии ¦теля, лекция,
¦ ¦доклады уча-
¦ ¦щихся (приро-
¦ ¦доведение,
¦ ¦география)
------------+--------------------------------------+-------------
Рассмотрим пример проведения урока физики, на котором расс-
матриваются экологические вопросы.
На занятии, посвященном установлению условий плавания тел,
после закрепления материала уместно выяснить, где расположится
нефть, вылитая в воду. Получив ответ (на поверхности воды), учи-
тель рассматривает с учениками случай, когда поверхность воды
большая, а нефти мало. Тогда нефть растекается по поверхности во-
ды и покрывает ее тонкой пленкой. Делается вывод, что даже тон-
- 50 -
чайшая пленка нефти затрудняет проникновение молекул кислорода из
атмосферы в оду и выход из нее углекислого и других газов, что
затрудняет дыхание рыбам и всем обитателям водоема. Затем выясня-
ются основные источники загрязнения местных водоемов и мирового
океана (для последнего это танкерный флот). К сожалению, аварии,
влекущие за собой большие негативные последствия, случаются и а
подводных нефтепроводах. К тому же нефть поступает тоже в больших
количествах (но не сразу, как в экстремальных условиях морских
катастроф, а накапливается постепенно) при чистке судов, неакку-
ратном обращении с горюче-смазочными материалами, сливе даже бы-
товых отходов и так далее. С этими источниками загрязнения нужно
вести борьбу всем.
2Физический эксперимент с экологическим содержанием.
Эффективность изложения вопросов экологии на уроках физики
значительно повышается, если теоретический материал опирается на
физический эксперимент, имеющий экологическое содержание. Расс-
мотрим для примера несколько опытов.
_Диффузия .. С экологической точки зрения, демонстрация этого
явления должна показать, как разного рода загрязнители проникают
в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений,
животных, человека.
На чистое стекло, находящееся на кадровом окне графопроекто-
ра, наносим пипеткой каплю чистой воды, а рядом с ней каплю "заг-
рязнителя" - раствора марганцовки, чернил и тому подобное. Капли
должны соприкоснуться. На экране учащиеся наблюдают как вследс-
твие диффузии жидкий "загрязнитель" проникает в жидкую воду (диф-
фузия жидкостей). Если рядом с каплей воды положить пинцетом ку-
- 51 -
сочек твердого "загрязнителя" - кристаллик марганцовки, кусочек
красной свеклы и т.п. (так чтобы его край касался капли), то на
экране будет видно, как постепенно от этого края окрашивается во-
да (диффузия твердого тела и жидкости).
_Капиллярность. . При изучении этого явления важно показать,
что по капиллярным сосудам растений поднимаются из почвы не толь-
ко растворенные в воде полезные вещества, но и вредные, часть ко-
торых накапливается в растениях и может в дальнейшем попасть в
пищу животных и человека, принося вред и им.
Из фильтрованной бумаги или "промокашки" вырезаем две фигур-
ки в виде елочек высотой 10 см. В чашки Петри или другую мелкую
посуду с вертикальным стенками (можно использовать пластиковые
крышки для банок) наливаем воду - чистую в одну из них и ярко
подкрашенную в другую. Опускаем в каждую "елочку" вертикально -
ученики видят, как по фигуркам - имитаторам растений поднимается
вода - по одной чистая, по другой загрязненная, окрашивающая
"елочку" в соответствующий загрязненный цвет.
_Ветер в качестве источника энергии .. Этот источник - древней-
ший и, что особенно ценно, наиболее экологически чистый. Он ис-
пользуется человеком в ветряных двигателях, преобразующих кине-
тическую энергию ветра в механическую энергию рабочего органа
(жернова, насоса, другого двигателя и т.д.), а также для переме-
щения тел, например, для парусных судов.
Действие паруса можно продемонстрировать на самодельном ми-
ниатюрном парусном кораблике, плавающем в демонстрационной физи-
ческой ванне или большом аквариуме. "Ветер" создается вентилято-
ром. Желательно показать движение парусного кораблика не только в
направлении ветра, но и под углом к нему.
- 52 -
Если в кабинете физики есть модель ветряного электрогенера-
тора, то подсоединив его клеммы к электрической лампочке (2,5 или
3 В) и направив на его лопасти струю воздуха от пылесоса, можно
показать преобразование энергии ветра в удобную для дальнейшего
использования электрическую энергию.
_Поглощение и рассеивание света. . В результате поглощения сол-
нечной энергии такими средами, как воздух с находящимися в нем
водяными парами, вода рек, озер, морей и океанов, прозрачная для
солнечных лучей до некоторых глубин, происходит нагревание воз-
душной и водной оболочки Земли. Изменение прозрачности этих сред
вследствие задымления, загрязнения существенно влияет на их наг-
ревание, так что техногенное изменение их прозрачности может при-
вести к необратимым тепловым изменениям на Земле, едва ли благоп-
риятным для жизни на нашей планете. На уроке целесообразно пока-
зать зависимость нагревания освещаемого тела от его прозрачности.
Источником света в опытах может служить диапроектор, дающий дос-
таточно сильный и равномерный световой поток; в качестве измери-
теля энергии, прошедшей через исследуемую среду, используем фото-
элемент, соединенный с демонстрационным гальванометром. Поглощаю-
щую среду (задымленный и запыленный воздух, чистое и загрязненное
стекло, прозрачную и мутную воду, лед и т.д.) помещаем в верти-
кальной плоскости между диапроектором и фотоэлементом. Включив
источник света, снимаем показания гальванометра при разных погло-
щающих средах. По отношению этих показаний при чистой среде (воз-
дух, вода, стекло) и загрязненной можно
←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
|
|