Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 



Скачать реферат


можно судить о степени поглоще-

ния света той или иной средой в случае наличия в ней загрязнений.

Помещая между диапроектором и фотоэлементом слои стекла или

воды разной толщины, демонстрируем зависимость поглощения света

- 53 -

от пройденного им в среде расстояния.

§ 5.Экологизация географических знаний.

Воздействие человека на природу неизбежно, оно уже распрост-

ранилось на всю планету, и сила его возрастает и будет возрас-

тать. Но человек еще многого не знает, не умеет предвидеть и

рассчитывать. Это одна из причин возникновения сложных экологи-

ческих проблем.

С неблагополучной экологической обстановкой России необходи-

мо знакомит учащихся образовательных школ, особенно учеников 8-9

классов. Получив неполное среднее образование, одни подростки

продолжают свое образование в других учебных заведениях, где в

списке обязательных предметов они не найдут предметов "География"

или "Экология", другие по многим причинам не смогут получить

дальнейшего образования. Именно поэтому в образовательной школе

должны усвоить основную заповедь человека по отношению к природе

- не навреди. Вооруженные экологическими знаниями, учащиеся могут

устанавливать причинно-следственные связи между определенными

природными явлениями и делать экологический прогноз.

Рассмотрим пример включения экологических знаний в уроки ге-

ографии 6-8 классов.

- 54 -

---T------T----------T--------------------------------------------

Кл.¦Тема ¦ Урок ¦Экологические знания и умения

---+------+----------+--------------------------------------------

6 ¦Гидро-¦Мировой ¦Проследить на каких этапах круговорота воды

¦сфера ¦круговорот¦в природе происходит загрязнение пресной

¦ ¦воды в ¦воды. Последствия загрязнения пресных вод.

¦ ¦природе. ¦Меры борьбы за чистоту пресных вод.

---+------+----------+--------------------------------------------

6 ¦Орга- ¦Влияние ¦Знакомство С Красной Книгой

¦низмы ¦человека ¦

¦на ¦на распро-¦

¦Земле ¦странение ¦

¦ ¦растений и¦

¦ ¦животных ¦

---+------+----------+--------------------------------------------

6 ¦Атмо- ¦Атмосфера,¦Изменение состава атмосферы под воздействием

¦сфера ¦ее строе- ¦хозяйственной деятельности человека.

¦ ¦ние и сос-¦

¦ ¦тав ¦

---+------+----------+--------------------------------------------

7 ¦Атмо- ¦Воздушные ¦Используя схему воздушных течений, выяснить

¦сфера ¦массы.Пос-¦причины возникновения озоновых дыр у Южного

¦и кли-¦тоянные ¦и Северного полюсов земного шара. Знакомство

¦маты ¦ветры.Цир-¦с решением ЮНЕСКО по сокращению производства

¦Земли ¦куляция ¦фреоновых соединений разрушающих озоновый

¦ ¦атмосферы.¦слой атмосферы.

---+------+----------+--------------------------------------------

- 55 -

---T------T----------T--------------------------------------------

Кл.¦Тема ¦ Урок ¦Экологические знания и умения

---+------+----------+--------------------------------------------

¦Африка¦Антропоген¦Наступление пустыни Сахара на африканские

7 ¦ ¦ные при- ¦саванны. Африканские растения и животные,

¦ ¦родные ¦занесенные в Красную Книгу. Три главных

¦ ¦комплексы ¦причины исчезновения видов животных и расте-

¦ ¦ ¦ний: разрушение среды обитания, переэксплу-

¦ ¦ ¦атация, подавление африканских видов видами,

¦ ¦ ¦переселенными человеком. Националь-

¦ ¦ ¦ные парки Африки.

---+------+----------+--------------------------------------------

7 ¦Австра¦Австралий-¦Изменение природы человеком. Подавление

¦лия ¦ский союз ¦местной фауны завезенными человеком из Евро-

¦ ¦ ¦пы животными. Создание национальных парков и

¦ ¦ ¦заповедников для сохранения естественных ПК.

---+------+----------+--------------------------------------------

7 ¦Южная ¦Антропо- ¦Сокращение площади лесов в бассейне Амазонки.

¦Амери-¦генные ¦Скорость вырубки лесов в Южной Америке дос-

¦ка ¦природные ¦тигла 10 га/мин.

¦ ¦комплексы ¦

---+------+----------+--------------------------------------------

7 ¦Север-¦Антропо- ¦Эррозия почв, вызванная чрезмерной эксплуата-

¦ная ¦генные ¦цией прерий. Национальные парки Северной Аме-

¦Амери-¦природные ¦рики. Работа по восстановлению поголовья

¦ка ¦комплексы ¦бизонов.

---+------+----------+--------------------------------------------

- 56 -

---T------T----------T--------------------------------------------

Кл.¦Тема ¦ Урок ¦Экологические знания и умения

---+------+----------+--------------------------------------------

8 ¦Климат¦Климат и ¦Зависимость климата от концентрации CO 42 0 в

¦ ¦человек ¦атмосфере. Потепление климата в связи с уве-

¦ ¦ ¦личением содержания CO 42 0 (явление парникового

¦ ¦ ¦эффекта). Источники повышения концентрации

¦ ¦ ¦углекислого газа в атмосфере: сжигаемое топ-

¦ ¦ ¦ливо, выхлопные газы двигателей внутреннего

¦ ¦ ¦сгорания, лесные пожары, извержения вулканов

¦ ¦ ¦и др.

---+------+----------+--------------------------------------------

В 9 классе следует познакомит школьникво с зонами экологи-

ческого бедствия в России: Смоленская область, отдельные районы

Брянской, Орловской областей - зона радиоактивного заражения в

результате аварии на Чернобыльской АЭС; Северная Земля - полигон

для испытания ядерного оружия; район г.Красноярска - могильник

для захоронения радиоактивных отходов; Челябинская область - ра-

диоактивное заражение; Японское море - радиоактивное заражение;

полуостров Ямал - уничтожен почвенный покров тяжелым гусеничным

транспортом, доставлявшим буровое оборудование для добычи нефти и

газа.

Формирование экологического сознания

в курсах физической географии.

Воздействие "антропогенного пресса" на природу Земли привело

к значительному ее изменению. Поэтому перед человечеством возник-

ли проблемы ее охраны и рационального использования, в решении

- 57 -

которых важное место занимают географические науки.

Система географических наук смотрит на природную среду, с

одной стороны, через призму отраслевого и комплексного познания

ее компонентов и происходящих в ней процессов, с другой - соци-

ально-экономических аспектов ее использования.

Имеет большие возможности в формировании экологического соз-

нания школьников и подготовка их к к трудовой деятельности. Осо-

бенно важны для решения этой проблемы знания по теме: "Биосфера".

Облегчает формирование экологического сознания школьников

использование на уроках и во внеклассной работе конкретного эко-

логического материала и решение экологических заданий - задач.

Рассмотрим некоторые из них.

 _Задача 1. . Масса Земли составляет 6 10 527 0 тонн, тогда как био-

масса сухого вещества Земли - около 2,5 10 512 0. Во сколько раз био-

масса Земли меньше ее общей массы?

 _Ответ .: в 2.4 10 515 0 раза.

 _Задача 2. . Биомасса единовременно живущих организмов на Земле

составляет 2.423 10 512 0 тонн (сухое вещество). Из них на долю сухо-

путных организмов приходится 2.42 10 512 0, а на долю водных - всего

0.003 10 512 0 тонн. Определите, во сколько раз биомасса водных орга-

низмов меньше сухопутных?

 _Ответ .: более чем в 800 раз.

 _Задача 3 .. Определите процентные величины биомассы единовре-

менно живущих сухопутных и водных организмов на планете. (Ответ

получается в результате решения уравнения, где вся биомасса еди-

новременно живущих организмов Земли принимается за 100%, а био-

масса сухопутных и водных организмов поочередно за x.)

←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»