←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ...
можно судить о степени поглоще-
ния света той или иной средой в случае наличия в ней загрязнений.
Помещая между диапроектором и фотоэлементом слои стекла или
воды разной толщины, демонстрируем зависимость поглощения света
- 53 -
от пройденного им в среде расстояния.
§ 5.Экологизация географических знаний.
Воздействие человека на природу неизбежно, оно уже распрост-
ранилось на всю планету, и сила его возрастает и будет возрас-
тать. Но человек еще многого не знает, не умеет предвидеть и
рассчитывать. Это одна из причин возникновения сложных экологи-
ческих проблем.
С неблагополучной экологической обстановкой России необходи-
мо знакомит учащихся образовательных школ, особенно учеников 8-9
классов. Получив неполное среднее образование, одни подростки
продолжают свое образование в других учебных заведениях, где в
списке обязательных предметов они не найдут предметов "География"
или "Экология", другие по многим причинам не смогут получить
дальнейшего образования. Именно поэтому в образовательной школе
должны усвоить основную заповедь человека по отношению к природе
- не навреди. Вооруженные экологическими знаниями, учащиеся могут
устанавливать причинно-следственные связи между определенными
природными явлениями и делать экологический прогноз.
Рассмотрим пример включения экологических знаний в уроки ге-
ографии 6-8 классов.
- 54 -
---T------T----------T--------------------------------------------
Кл.¦Тема ¦ Урок ¦Экологические знания и умения
---+------+----------+--------------------------------------------
6 ¦Гидро-¦Мировой ¦Проследить на каких этапах круговорота воды
¦сфера ¦круговорот¦в природе происходит загрязнение пресной
¦ ¦воды в ¦воды. Последствия загрязнения пресных вод.
¦ ¦природе. ¦Меры борьбы за чистоту пресных вод.
---+------+----------+--------------------------------------------
6 ¦Орга- ¦Влияние ¦Знакомство С Красной Книгой
¦низмы ¦человека ¦
¦на ¦на распро-¦
¦Земле ¦странение ¦
¦ ¦растений и¦
¦ ¦животных ¦
---+------+----------+--------------------------------------------
6 ¦Атмо- ¦Атмосфера,¦Изменение состава атмосферы под воздействием
¦сфера ¦ее строе- ¦хозяйственной деятельности человека.
¦ ¦ние и сос-¦
¦ ¦тав ¦
---+------+----------+--------------------------------------------
7 ¦Атмо- ¦Воздушные ¦Используя схему воздушных течений, выяснить
¦сфера ¦массы.Пос-¦причины возникновения озоновых дыр у Южного
¦и кли-¦тоянные ¦и Северного полюсов земного шара. Знакомство
¦маты ¦ветры.Цир-¦с решением ЮНЕСКО по сокращению производства
¦Земли ¦куляция ¦фреоновых соединений разрушающих озоновый
¦ ¦атмосферы.¦слой атмосферы.
---+------+----------+--------------------------------------------
- 55 -
---T------T----------T--------------------------------------------
Кл.¦Тема ¦ Урок ¦Экологические знания и умения
---+------+----------+--------------------------------------------
¦Африка¦Антропоген¦Наступление пустыни Сахара на африканские
7 ¦ ¦ные при- ¦саванны. Африканские растения и животные,
¦ ¦родные ¦занесенные в Красную Книгу. Три главных
¦ ¦комплексы ¦причины исчезновения видов животных и расте-
¦ ¦ ¦ний: разрушение среды обитания, переэксплу-
¦ ¦ ¦атация, подавление африканских видов видами,
¦ ¦ ¦переселенными человеком. Националь-
¦ ¦ ¦ные парки Африки.
---+------+----------+--------------------------------------------
7 ¦Австра¦Австралий-¦Изменение природы человеком. Подавление
¦лия ¦ский союз ¦местной фауны завезенными человеком из Евро-
¦ ¦ ¦пы животными. Создание национальных парков и
¦ ¦ ¦заповедников для сохранения естественных ПК.
---+------+----------+--------------------------------------------
7 ¦Южная ¦Антропо- ¦Сокращение площади лесов в бассейне Амазонки.
¦Амери-¦генные ¦Скорость вырубки лесов в Южной Америке дос-
¦ка ¦природные ¦тигла 10 га/мин.
¦ ¦комплексы ¦
---+------+----------+--------------------------------------------
7 ¦Север-¦Антропо- ¦Эррозия почв, вызванная чрезмерной эксплуата-
¦ная ¦генные ¦цией прерий. Национальные парки Северной Аме-
¦Амери-¦природные ¦рики. Работа по восстановлению поголовья
¦ка ¦комплексы ¦бизонов.
---+------+----------+--------------------------------------------
- 56 -
---T------T----------T--------------------------------------------
Кл.¦Тема ¦ Урок ¦Экологические знания и умения
---+------+----------+--------------------------------------------
8 ¦Климат¦Климат и ¦Зависимость климата от концентрации CO 42 0 в
¦ ¦человек ¦атмосфере. Потепление климата в связи с уве-
¦ ¦ ¦личением содержания CO 42 0 (явление парникового
¦ ¦ ¦эффекта). Источники повышения концентрации
¦ ¦ ¦углекислого газа в атмосфере: сжигаемое топ-
¦ ¦ ¦ливо, выхлопные газы двигателей внутреннего
¦ ¦ ¦сгорания, лесные пожары, извержения вулканов
¦ ¦ ¦и др.
---+------+----------+--------------------------------------------
В 9 классе следует познакомит школьникво с зонами экологи-
ческого бедствия в России: Смоленская область, отдельные районы
Брянской, Орловской областей - зона радиоактивного заражения в
результате аварии на Чернобыльской АЭС; Северная Земля - полигон
для испытания ядерного оружия; район г.Красноярска - могильник
для захоронения радиоактивных отходов; Челябинская область - ра-
диоактивное заражение; Японское море - радиоактивное заражение;
полуостров Ямал - уничтожен почвенный покров тяжелым гусеничным
транспортом, доставлявшим буровое оборудование для добычи нефти и
газа.
Формирование экологического сознания
в курсах физической географии.
Воздействие "антропогенного пресса" на природу Земли привело
к значительному ее изменению. Поэтому перед человечеством возник-
ли проблемы ее охраны и рационального использования, в решении
- 57 -
которых важное место занимают географические науки.
Система географических наук смотрит на природную среду, с
одной стороны, через призму отраслевого и комплексного познания
ее компонентов и происходящих в ней процессов, с другой - соци-
ально-экономических аспектов ее использования.
Имеет большие возможности в формировании экологического соз-
нания школьников и подготовка их к к трудовой деятельности. Осо-
бенно важны для решения этой проблемы знания по теме: "Биосфера".
Облегчает формирование экологического сознания школьников
использование на уроках и во внеклассной работе конкретного эко-
логического материала и решение экологических заданий - задач.
Рассмотрим некоторые из них.
_Задача 1. . Масса Земли составляет 6 10 527 0 тонн, тогда как био-
масса сухого вещества Земли - около 2,5 10 512 0. Во сколько раз био-
масса Земли меньше ее общей массы?
_Ответ .: в 2.4 10 515 0 раза.
_Задача 2. . Биомасса единовременно живущих организмов на Земле
составляет 2.423 10 512 0 тонн (сухое вещество). Из них на долю сухо-
путных организмов приходится 2.42 10 512 0, а на долю водных - всего
0.003 10 512 0 тонн. Определите, во сколько раз биомасса водных орга-
низмов меньше сухопутных?
_Ответ .: более чем в 800 раз.
_Задача 3 .. Определите процентные величины биомассы единовре-
менно живущих сухопутных и водных организмов на планете. (Ответ
получается в результате решения уравнения, где вся биомасса еди-
новременно живущих организмов Земли принимается за 100%, а био-
масса сухопутных и водных организмов поочередно за x.)
←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ...
|
|