Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Скачать реферат


III.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

 2ЭКСПЕРИМЕНТА

В формировании экологического сознания у учащихся огромная

роль принадлежит урокам, которые проводятся в нетрадиционной фор-

ме. Такие уроки всегда интересны, познавательны и дети сами охот-

но принимают участие в их подготовке.

Я хочу привести разработки нескольких таких уроков.

 2Тема: Автомобиль: благо цивилизации или ее бич?..

Урок проводился в курсе физики, 8 класс.

Цели: воспитание бережного отношения к окружающей среде; ис-

пользование элементов "мозгового штурма" с целью развития твор-

ческих способностей детей и тяги к самообразованию; гуманинизация

процесса обучения.

Оборудование: увеличенные фотографии Земли из космоса, озо-

новой дыры над Антарктидой, ядерного гриба и т.д.

Заранее, перед уроком, класс делится на две группы. Одна

группа ищет факты о вреде, приносимом автотранспортом; другая

группа - факты в защиту автомобиля; сообща готовят домашнее зада-

ние - проект "машина будущего". На уроке каждый ученик должен

высказать свою точку зрения, т.к. оценивается знание всех учащих-

ся класса.

Ход урока.

 _Учитель .. Сегодняшний урок посвящен проблеме охраны атмосфе-

ры. Вторая половина XXв. внесла тревожащие изменения в сложивший-

ся веками миропорядок:

"... краткая человеческая жизнь может нынче оказаться более про-

- 79 -

должительной, чем природа, просуществовавшая в своей неизменен-

ности тысячи лет. Посмотрите на эту фотографию Земли, снятую с

борта космического корабля "Аполлон-17".

Сразу вспоминаются слова Дарриуса Джорджа:

"Земля - это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный ша-

рик." Смотришь на него, и хочется прочитать стихи Ф. Тютчева:

"Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем пылающею бездной

Со всех сторон окружены."

Но именно на такой прекрасной планете люди наедине с природой за-

думываются все чаще:

"Вот пройдет лет десять - и что останется от этого поля? От леса,

от речки? Какие здесь будут возведены постройки, проложены дороги

и трубопроводы? Да и само-то небо останется ли здесь таким, какое

оно ныне, или же будет задымлено, загорожено чем-то? Какое насту-

пит здесь запустение?" (С. Залыгин)

Сейчас становятся актуальными стихи Р.Рождественского:

"Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот;

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

- 80 -

Леса без птиц

И реки без воды.

Все меньше - окружающей природы,

Все больше - окружающей среды."

Чтобы защитить природу, необходимо "знать ее врагов в лицо".

Поэтому человек должен постоянно пополнять свой экологический ба-

гаж, осуществлять экологический всеобуч на практике. И сегодня мы

проведем с вами небольшой смотр знаний по одной из многочисленных

проблем нашей планеты.

Охранять природу люди пытаются давно. Из истории известно,

например, деятельность Петра I по охране природы.

1. Что вы можете сказать о ней? В чем она залючалась?

2. Какой смысл вкладывается в понятие "глобальный экологи-

ческий кризис"?

3. Какие вы знаете "глобальные экологические кризисы", гро-

зящие планете?

4. Выскажите свое отношение к проблеме охраны окружающей

среды.

5. Назовите источники загрязнения атмосферы.

(За каждый быстрый и правильный ответ команда получает крас-

ный квадрат, за неполный ответ или дополнение - синий квадрат.)

 _Учитель .. Вы назвали одним из источников загрязнения атмосфе-

ры транспорт. Здесь человечество сталкивается с противоречиями,

которые мы сегодня должны решить: автомобиль - благо или бич ци-

вилизации? Вы получили разные задания: одна группа - "Пессимисты"

- сегодня приведет факты вредного воздействия транспорта на при-

роду, другая группа - "Оптимисты" - факты в пользу развития

транспорта.

- 81 -

 _Пессимисты .. Автомобиль - не роскошь, а средство передвиже-

ния. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации

может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравни-

тельно недавно.

Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее горожанам

мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком. В

выхлопах двигателя внутреннего сгорания содержатся оксид углеро-

да, оксид азота, углеводороды, сажа, бензопирен. Достаточно ска-

зать, что ученые обнаружили в этих газах около 200 компонентов.

Оксид углерода, например, попадая в кровь, так действует на крас-

ные кровяные тельца - эритроциты, что они теряют способность

транспортировать кислород. В результате наступает кислородное го-

лодание организма, что прежде всего сказывается на состоянии

центральной нервной системы. Именно в развитии автотранспорта и,

стало быть, во все большем загрязнении городского воздуха автомо-

бильными газами многие ученые видят главную причину увеличения

смертности людей от рака легких. Частота этого заболевания в го-

роде намного выше, чем в сельской местности. То же самое можно

сказать о влиянии тяжелых металлов и других вредных веществ на

организм человека.

В ряде городов, например в Лос-Анджелесе, образуется фотохи-

мический туман (смог). Для его возникновения необходим солнечный

свет, вызывающий сложные фотохимические превращения в смеси угле-

водородов и оксидов азота, присутствующих в автомобильных выхло-

пах. В ходе фотохимических реакций образуются новые вещества,

значительно превышающие по своей токсичности исходные атмосферные

загрязнения. При фотохимическом тумане появляется неприятный за-

пах, резко ухудшается видимость, у людей воспаляются глаза, сли-

- 82 -

зистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обост-

ряются различные заболевания - бронхиальная астма, расстройства

нервной системы. Поврждает он и растения. Через некоторое время

после начала воздействия фотохимического тумана нижняя поверх-

ность листьев приобретает серебристый или бронзовый оттенок, а

верхняя становится пятнистой с белым налетом. Затем наступает

быстрое увядание.

Фотохимический туман разрушает здания, камень, кирпич, бе-

тон, повреждает оцинкованные поверхности, покрывает сажей мосты и

памятники.

Почти 2000 лет стоял в Риме Колизей, однако хватило всего

нескольких десятков лет, чтобы камни его в некоторых местах приш-

ли в негодность - начали крошиться. Итог неутешителен - Колизей в

настоящее время недоступен для полного обозрения, кстати, так же,

ка и колонна Марка Аврелия. "Осторожно- идут ремонтные работы!"

Предостережение не только пешеходам - это скорее немой укор мно-

готысячному потоку автомобилей, бесцеремонно огибающему античный

овал. Не менее печальна и судьба египетского монумента - Иглы

Клеопатры, - привезенного в США в 1881 году. За 100 лет в США он

пострадал больше, чем за 3000 лет в Египте. Перенесемся теперь в

Австрию, в знаменитый Венский лес. Даже здесь, под тенистыми кро-

нами, нет спасения от выхлопных газов автомобилей, а содержание

свинца в почве в 12 раз превышает допустимые нормы. Растет число

автомобилей. Чем же завтра дышать в городах? Экспертами ЮНЕСКО

подсчитано - транспорту и промышленности необходимо гигантское

количество кислорода, достаточное для дыхания 40-50 млн. человек.

Одни только автомобили, к примеру в США потребляют кислорода в 2

раза больше, чем вырабатывают его здесь все растения; загазован-

- 83 -

ность воздуха резко увеличивается у светофоров (в 2-3 раза). И

если бы этот

←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»