Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Скачать реферат


этот воздух не перемешался, американцы задохнулись бы от

недостатка кислорода. Зловещий факт. В Америке автомобильное дви-

жение связывают с участившимися смерчами - торнадо. Эти смерчи

стали все чаще возникать на востоке страны, где движение транс-

порта особенно оживленное. За 1959 - 1973 гг автомашин в США ста-

ло вчетверо больше, и вчетверо же возросло число торнадо. Они -

будто меч Немериды, карающий за излишнюю любовь к комфорту.

 _Оптимисты .. Еще и века не прошло с тех пор, как автомобиль,

скромный, нерешительный и неловкий, как ребенок, медленно и стес-

нительно передвигался по улицам, а впереди бежал человек с крас-

ным флажком и громко оповещал встречных о его вторжении в кон-

но-экипажный переплет. Сегодня автомобиль стал неотъемлимой

частью нашей современной жизни. С одной стороны , это и роскошь,

и комфорт, с другой - суровая необходимость. Автомобиль облегчает

труд человека. Без него не освоили бы Север, не осушали бы боло-

та, не орошали бы засушливые земли. А все, о чем говорили наши

оппоненты, происходит по вине самого человека, а не автомобиля.

Здесь много было сказано о выбросах в атмосферу. Рассмотрим

их причины. Причины "дымления" автомобилей различны - неисправ-

ность двигателя, неотлаженность системы питания или зажигания.

Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы,

то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3-5 раз. Нару-

шение технологической дисциплины, нежелание лишний раз покопаться

в двигателе приводит к тому, что автомобиль неделями, а то и ме-

сяцами развозит по улицам ядовитый газ. Неумелое поведение води-

теля за рулем, а также самостоятельная регулировка и нарушение

инструкций по эксплуатации автомобиля нередко приводит к увеличе-

- 84 -

нию загрязнения окружающей среды, снижая эффективность усилий це-

лых конструкторских коллективов. Поэтому разъяснительная работа

среди водителей автомобилей в этом направлении очень важна.

Низкий уровень технического обслуживания и контроля за сос-

тоянием автотранспортных средств приводит к расстройству узлов и

систем автомобиля. В результате выбросы вредных веществ у таких

автомобилей возрастают, намного превышая установленную для данно-

го типа автомобилей норму. Все это приводит к тому, что эффектив-

ность мероприятий, осуществляемых автомобильной промышленностью

по обеспечению требований стандартов, снижаются, а нередко вообще

сводятся на нет. В этих условиях более актуальной становится за-

дача не столько совершенствования конструкции автомобиля с точки

зрения ограничения токсичности, сколько повышения уровня техни-

ческого обслуживания и совершенствования систем и методов контро-

ля за техническим состоянием.

Всемирная дизелизация - важное магистральное направление ав-

томобилестроения. Возрастающий интерес к дизельному двигателю для

автотранспорта связан с проблемой не только удешевления эксплуа-

тации автомобилей, но и уменьшения загрязнения окружающей среды.

У дизельного двигателя отсутствуют многие недостатки, присущие

его бензиновому собрату. В топливе для дизельных двигателей нет

свинцовых присадок, а выброс таких вредных веществ, как оксид уг-

лерода и углеводороды, на 50-90% ниже.

В последние два десятилетия в нашей стране осуществляются

крупные мероприятия по переводу автомобильного транспорта на при-

родный газ. Это позволяет повысить чистоту воздушного бассейна в

городах и районах, где работают автомобили, заправленные газом, а

также высвободить для нужд народного хозяйства немало дефицитного

- 85 -

жидкого топлива. На ближайшие годы намечено значительно расширить

производство автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе.

 _Учитель .. Хорошо! Мы выслушали обе точки зрения, но пока к

единому мнению по данному вопросу не пришли. Поэтому прошу обе

команды показать выполнение домашнего задания. Вам предстоит за-

щитить свой проект "машины будущего" и объяснить его экологичес-

кие преимущества перед уже имеющимися.

 _Первая группа .. Наша машина называется "Топошка". Горючим в

ней является вода, которая под действием электрического тока рас-

падается на водород и кислород. Необходимая энергия выделяется

при горении водорода в кислороде, а продуктами реакции будет эко-

логически чистая вода. В теории нам кажется все очень просто, но

не просто объединить на практике все эти сложные процессы, поэто-

му получив специальное образование, возможно кто-нибудь из нас и

решит эту сложную проблему.

 _Вторая группа .. Наша машина работает от солнечных батарей,

которые расположены на крыше машины. За счет использования специ-

альных линз процент улавливания и использования солнечной энергии

очень высок. Кроме этого, наша машина передвигается на воздушной

подушке, что позволяет сохранить растительный покров и не повре-

дить почву.

 _Учитель .. Мне очень понравились ваши проекты и я желаю вам

осуществить их на практике. А теперь последнее творческое задание

для групп. За 5 минут вы должны разработать "Программу-минимум по

обеспечению охраны окружающей среды при использовании транспор-

та". (Ученики на основе услышанного на уроке материала создают

такую программу, а затем в нескольких словах излагают ее суть.)

 _Учитель .. Я всех благодарю за работу на уроке, но все же хо-

- 86 -

телось услышать от вас вывод, который позволит нам сформулировать

ответ на поставленный вопрос: "Автомобиль - благо цивилизации или

ее бич?"

(Вывод делает один из желающих учеников.)

 _Ученик .. Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения, он

необходим для прогресса цивилизации. Мы согласны с группой "Пес-

симистов", сообщивших нам убедительные факты по поводу транспорта

как источника загрязнения атмосферы, но мы также хотим отметить,

что загрязнение окружающей среды будет меньше, если люди научатся

правильно обращаться с транспортом, будут вооружены необходимыми

знаниями и культурой, а главное - будут стремиться к защите окру-

жающей среды.

 _Учитель .. Наш урок на этом завершен, и я буду довольна, если

вы извлечете пользу из него. Если вы, став политиками, юристами,

экономистами, да и просто автомобилистами, будете претворять в

жизнь свою программу-минимум по защите окружающей среды, и это

станет вашей жизненной необходимостью.

Позвольте мне закончить урок на поэтической ноте стихами

М.Цветаевой:

"Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!

Мать крест надевала солдату,

Мать с сыном прощалась навеки...

И снова из сгорбленной хаты:

"Простите меня, мои реки!"

(На этом уроке оценивается участие каждого ученика, считают-

- 87 -

ся красные и синие квадратики, учитывается оригинальность отве-

тов, их нахождение в предложенной учителем литературе и найденной

самостоятельно.)

 2Тема: Источники загрязнения воды. Охрана вод.

Урок проводится в начальном курсе физической географии, 6

класс. Урок - обзорный.

Цели: дать учащимся знания о роли воды в природе и хозяйс-

твенной деятельности человека; сформировать знания об основных

источниках загрязнения вод; раскрыть школьникам основные методы

охраны вод; воспитывать чувство любви к природе, побуждать жела-

ние охранять ее.

Оборудование: картины с изображениями моря, порта, болота,

кинофрагмент "Охрана вод".

Ход урока.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой на-

слаждаются, не ведая, что это такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для

жизни, ты сама жизнь.

Антуан де Сент-Экзюпери.

 _Ведущий .. Сегодня мы начинаем изучать раздел "Вода на Земле".

Вчитайтесь в эпиграф нашего урока. Класс у нас сегодня - "телес-

тудия", мы проводим передачу "Тема". У нас в гостях ученики 7-8

классов

←предыдущая следующая→
... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»