Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Скачать реферат


классов (3 человека). Мы поговорим о загрязнении океанов и озер,

рек и подземных вод, узнаем, почему озера становятся "мертвыми",

подумаем об основных путях охраны водоемов.

Значение воды в природе огромно, и воду заменить ничем не-

- 88 -

возможно. "Вода дороже золота", утверждали бедуины, всю жизнь ко-

чевавшие в песках. О роли воды в природе и жизни человека нам

расскажет один из наших гостей.

 _Рассказ учащихся 8 класса ..

Вода - бесценное богатство. Без нее невозможна жизнь на пла-

нете. Она является составной частью организма человека, а также

животных и растений. Вода на Земле находится в непрерывном движе-

нии. Круговорот воды связывает воедино все части гидросферы, об-

разуя в целом замкнутую систему:

океан - атмосфера - суша

Вода разрушает горные породы, переносит их на большие расс-

тояния. Без воды, содержащейся в воздухе, не было бы таких при-

родных явлений, как дождь, снег, град. Вода - среда обитания рас-

тений и животных. Вода необходима для многих сторон деятельности

человека. Без нее невозможно ведение сельского хозяйства, промыш-

ленности.

 _Ведущий .. Проблема загрязнения вод стала первоочередной. Ава-

рии танкеров, трубопроводов; нефть загрязняет водоемы. Французс-

кий исследователь Жак-Ив Кусто отмечает, что Атлантический океан

сильно загрязнен мусором на протяжении многих километров, что

нельзя умываться, постирать. Океан сильно "болен". Сейчас мы уз-

наем об основных болезнях океана.

 _Рассказ учащегося 7-го класса ..

Наиболее распространенным и повсеместным загрязнением воды

стали нефтепродукты. Этому способствует широкое применение нефти

в различных отраслях хозяйства. Ежегодно в океан попадает 5-10

млн. т. нефти. крупным источником попадания нефти в океан являют-

ся потери с морских судов и на нефтепроводах. Нефть разливается

- 89 -

тонкой пленкой по обширной акватории, в два раза уменьшая испаре-

ние воды, поступление воздуха в воду, губит морские микроорганиз-

мы, рыбу, морских птиц. Нередко происходят аварии танкеров. Так,

после того как американский танкер "Эссо Реттисберг" сел на мель,

на поверхности океана излилось около полутора миллионов литров

нефти, пятно ее покрыло около 5 кв.км. моря. Аварийные потери

нефти происходят и на морских промыслах. Ежегодно в мировой океан

выносится 800 тыс.т. ядохимикатов и химических удобрений. Нельзя

не остановится и на загрязнении океана мусором.

 _Ведущий . о загрязнении рек, озер расскажет нам следующий

гость.

 _Рассказ ученика 8-го класса.

Озера загрязняются быстрее, чем реки, так как отличаются за-

медленным водообменом. Различают загрязнения: биологическое, хи-

мическое, физическое. Тепловые и атомные электростанции для ох-

лаждения используют воду озер. При этом обратно в озера сбрасыва-

ется подогретая на 8-10 градусов вода. Это ведет к уменьшению ко-

личества кислорода, растворенного в воде, что в свою очередь от-

рицательно влияет на жизнь животных и растений. С сельскохозяйс-

твенных полей и животноводческих комплексов в озера попадают био-

генные вещества. Они вызывают бурное развитие водной раститель-

ности. Затем ухудшаются прозрачность вод, кислородный режим. Гни-

ение водорослей ведет к увеличению содержания сероводорода, и ...

озеро умирает. Химическое загрязнение происходит через сточные

воды предприятий: тяжелые металлы (ртуть, свинец), утечки бензи-

на, дизельного топлива при заправке катеров и т.д.

Далее идет краткий рассказ о влиянии водохранилищ, построен-

ных на Волге, на экосистему реки и демонстрация кинофрагмента

- 90 -

"Охрана вод".

 _Ведущий . мы посмотрели кинофрагмент об охране вод, послушали

выступление гостей об основных источниках загрязнения вод.

Пожалуйста, ваши вопросы.

(ученики класса задают вопросы, на которые получают краткие

ответы)

1) Нефть - основной источник вод океана. Какими путями нефть

попадает в Мировой океан?

2) Какой вред наносит нефть живым организмам?

3) Как можно очищать поверхность воды от нефти?

4) Какое влияние оказывают водохранилища на реки?

5) Каким образом водный транспорт загрязняет водоемы?

6) Что означает выражение "озеро цветет", каковы экологичес-

кие последствия этого процесса?

7) Почему так важно охранять подземные воды?

8) Почему в некоторых озерах Швейцарии полностью исчезла ры-

ба?

В ходе данной беседы происходит интересная дискуссия, ребя-

та-старшеклассники подробно отвечают на вопросы, класс их слушает.

Ведущий подводит итог урока, дает задание на дом.

 2Тема:"Влияние экологических факторов на органы дыхания

 2человека"

Урок проводится в курсе анатомии и физиологии человека (9 класс).

 _Цели урока: . продолжить развитие понятий:"зависимость орга-

низма человека от факторов среды", "черты биологической приспо-

собленности человека к среде", "социальная приспособленность че-

ловека к среде обитания", "экологические факторы, влияющие на че-

- 91 -

ловека".

 _Оборудование: . таблицы "Органы дыхания", плакаты с изображе-

нием легких курящего и некурящего человека, влажный препарат лег-

кого, кинофильм "Гигиена дыхания".

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная,

космическая, ядерная. Сегодня ее еще называют эпохой глобальных

проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит

от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем - эколо-

гическая, связанная с разрушением окружающей среды.

Окружающая нас природа серьезно больна. Ежегодно с лица Зем-

ли исчезает 11 млн. гектаров леса (на классной доске прикрепляю

табличку с этой цифрой). Это в 10 раз превышает масштабы лесо-

восстановления. Параллельно с этим идет процесс опустынивания. Он

ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства 6 млн.

гектаров земль. А мы знаем, что сейчас от хронического голода и

недоедания страдает более 1 млрд. человек. Многие страны мира

сталкиваются с серьезными проблемами нехватки чистых пресных вод.

Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточ-

ных вод. К началу 30-х гг. объем сточных вод превысил в мире 1

тыс.м 53 0, или 5% от "водного пайка". Среди наиболее загрязненных

рек мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр.

На каждого жителя планеты ежегодно добывается 20 т минераль-

ного сырья, 98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду,

воздух. Масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40

млрд.тонн.

Что же такое загрязняющее вещество? Загрязняющее вещество -

- 92 -

это любое вещество, не свойственное естественному природному сос-

тоянию. Вещество считается загрязняющим, если оно встречается в

ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем кол-

ичестве.

Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здо-

ровье людей, существование растительности и животного мира. В

древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником,

он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и

полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились

сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять

природу во благо себя.

Рассмотрим, как же экологические факторы влияют на органы

дыхания человека. В силу особой подверженности органов дыхания

влиянию окружающей среды вся тема "Дыхание" имеет богатые возмож-

ности для развития понятий экологии человека. На данном уроке эти

знания конкретизируются и обобщаются. Отмечается, что постоянно

соприкосновение органов дыхания с окружающей средой делает их

уязвимыми в отношении многих факторов среды. Дыхание человека за-

висит от температуры, влажного воздуха, его химического состава и

p

←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»