Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы
  Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
... 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Скачать реферат


Ведутся исследования по применению микробиологических мето-

дов для очистки жидкого и твердого топлива от соединений серы.

Одним из способов кардинального решения проблемы защиты ок-

ружающей среды является использование водорода в качестве топли-

ва, а также применение электрохимических топливных элементов.

Быстрыми темпами совершенствуется атомная энергетика. Бытовые

сточные воды обеззараживают хлором или озоном, а затем подвергают

- 107 -

биологической очистке. При биохимическом окислении органических

веществ образуется биомасса, которую используют для получения

белково-витаминного концентрата для подкормки животных.

Очистка промышленных сточных вод весьма сложна. Удаление со-

единений металлов может быть осуществлено осаждением их в виде

нерастворимых веществ, экстракцией органическими растворителями и

др.

Наиболее надежный способ защиты водоемов основан на создании

экономичных, рациональных замкнутых систем, обеспечивающих мно-

гократное использование воды в производстве. Необходимо внедрить

в производство безотходные технологии, комплексное использование

сырья.

Схема:

--------------¬

¦ Потребление ¦

L------T-------

-----------------¬ -------+------¬

¦Сырьевые ресурсы+-+Производство ¦

L----------------- L------T-------

-------+------¬

¦ Отходы ¦

L------T-------

--------+-------¬

¦Вторичное сырье¦

L----------------

Д.И.Менделеев считал, что "в химии нет отходов, а есть неис-

пользованное сырье". Любые отходы могут быть использованы как

сырье для получения других химических продуктов. Но пока отходы

- 108 -

имеются в любом производстве. Сущность безотходной технологии пе-

редает схема (нарисована заранее).

Этот организованный и регулируемый человеком технологический

круговорот сырья, продукции и отходов представляет собой замкну-

тую экологическую систему наподобие природной, в которой продукты

жизнедеятельности одних организмов используются другими организ-

мами, и в целом осуществляется саморегулирующийся биогеохимичес-

кий круговорот веществ.

 _Главный судья. . Для оглашения решения судьи прошу всех

встать!

Судья оглашает решение судьи.

Судебное заседание объявляется закрытым.

Учитель подводит итоги урока: называет лучшие выступления,

при необходимости рецензирует выступления участников игры. Учени-

ки высказывают свое отношение к этой форме урока, пожелания

участников игры.

В качестве домашнего задания иожно предложить ученикам три

задания:

1) Оксид серы (IV), содержащийся в воздухе, действует на

мрамор (постепенно разрушаются памятники архитектуры и произведе-

ния искусства). Составьте уравнения реакций, имея в виду превра-

щение мрамора в гипс.

2) В виде каких нерастворимых солей можно удалять из сточных

вод ионы а) Cu 52+ 0, б) Pb 52+ 0, в) Zn 52+ 0, г) PO 44 53- 0, д) SO 44 52-  0? Составь-

те уравнения реакций.

3) Утилизация фтороводорода, образующегомя при переработке

апатита, может быть осуществлена в результате взаимодействия с

раствором гидроксида натрия. Для регенерации гидроксида натрия

- 109 -

нужно подействовать на раствор негашеной известью. При этом обра-

зуется также нерастворимый фторид кальция CaF 42 0. Составьте уравне-

ния реакций.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача шко-

лы. И чтобы достигнуть цели, учителя должны показать всю сторону

экологической ситуации, те глобальные проблемы, с которыми столк-

нулось сейчас человечество.

И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам мо-

гут помочь уроки нетрадиционной формы: игры, диспуты, конференции

и т.д. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно до-

биться на традиционном уроке: активного участия учеников в подго-

товке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо.

Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и

конечно, тот материал, который на них изучался.

Учитель может очень долго говорить ученикам об экологических

проблемах, о том, что их необходимо решать, но ученик ничего из

этого не поймет. Но приняв участие в разработке и проведении уро-

ка-суда над человечеством по проблеме охраны окружающей среды, он

будет бережнее относится к природе, с большим уважением относится

к ней.

Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для форми-

рования экологического сознания у школьников.

.

- 110 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Целью исследования взаимодействия экологического и нравс-

твенного воспитания является формирование человека с высоким

уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколо-

го-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и

действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.

2. В целях формирования эколого-нравственной культуры уча-

щихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенство-

ванию содержания учебных программ по естественно-научным дисцип-

линам с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с со-

держанием образования, совершенствовать учебники физики, химии,

биологии, географии, включив в них современный материал по эколо-

го-нравственным вопросам.

3. Изучение эколого-нравственного потенциала современных

школьных программ и учебников естественно-научных дисциплин пока-

зало, что в них имеются большие возможности для осуществления

эколого-нравственного воспитания подростков, но реализованы эти

возможности недостаточно. Слабо выражены межпредметные связи меж-

ду географией, биологией, химией в целях эколого-нравственного

воспитания.

4. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности

эколого-нравственного воспитания - познавательную, трудовую,

опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные

спецкурсы и факультативы эколого-нравственного аспекта.

5. Систематически изучать, обобщать и распространять передо-

вой опыт учителей по эколого-нравственному воспитанию, необходимо

- 111 -

вести спецкурсы экологического направления.

6. Активизировать участие подростков в разнообразной опыт-

но-исследовательской, природоохранной деятельности, организовы-

вать различные экологические клубы, кружки, экологические лагеря

и т.д.

7. Отразить вопросы эколого-нравственного воспитания в доку-

ментах по воспитанию учащихся школ и гимназий (в уставах и в по-

ложениях школы-гимназии, планах учебно-воспитательной работы).

.

- 112 -

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладков Н.А. и др. Охрана природы: учеб. пособие для сту-

дентов биол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1975.- 299 с.:

ил.

2. Голубев И.Р. и Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана:

кн. для учителя. - М.: Просвещение.- 1985.- 191

3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении

географии: пособие для учителя. - М.: Просвещение.- 1990.- 128 с.

4. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды:

слов.-справ.- М.: Просвещение, 1992.- 320 с.

5. Родзевич Н.Н. и Пашканг К.В. Охрана и преобразование при-

роды: уч. пос. - М.: Просвещение, 1986.- 288 с.

6. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: учебное пособие для

студентов биол. спец. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб.- М.: Прос-

вещение, 1988.- 272 с.

7. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для

учащихся 9-10 кл. ср. шк.- М.: Просвещение, 1986.- 175 с.

8. Подосенова Е.В. Технические

←предыдущая следующая→
... 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»