Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


для удовлетворения своих

потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то

противостоит, что-то создает. Человек не только определенным об-

разом относится к объективной действительности. В отличие от жи-

вотного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то

есть к своему собственному отношению, объективно направленному на

окружающий его мир. Это и есть показатель того, что жизнедея-

тельность человека сознательная. Сознание не добавляется к психи-

ке человека, а сама субъективная сторона психики.

Каковы же важнейшие характеристики сознания?

Первая дана уже в самом его наименовании: сознание. Челове-

ческое сознание включает в себя совокупность знания об окружающем

нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие

познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обо-

гащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены

ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью

- 12 -

ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействую-

щих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная

картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Вообра-

жение - строить образные модели того, что является объектом пот-

ребности, но отсутствуют в настоящее время.

Мышление обеспечивает решение задач путем обобщения знаний.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из

указанных психических познавательных процессов, неизбежно стано-

вится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетли-

вое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит

"Я" человека и его "не Я". Человек, впервые в истории органичес-

кого мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружаю-

щему, продолжает сохранять в своем сознании противопоставления и

различения. Он единственный среди живых существ способен осущест-

вить самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исс-

ледование самого себя.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей

деятельности человека. В функции сознания входит формулирование

целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее моти-

вы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения

действий и вносится в него все необходимые корректировки и т.д.

Всякое нарушение в результате болезни или по каким-либо иным при-

чинам возможности осуществить целеполагающую деятельность , ее

координацию и направленность рассматривается, как нарушение соз-

нания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его

- 13 -

состав определенного компонента. В сознание человека неизбежно

входит мир чувств, где находят отражение объективные и прежде

всего общечеловеческие отношения, в которые включен человек. В

сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных

отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология по-

могает лучше понять сущность нормального сознания.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и

других науках в смысле, отвечающем приведенным выше основные его

характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно

возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у

больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного

человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей

обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Че-

ловек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь пос-

тупающую в мозг информацию с учетом уже имеющейся у него знаний и

выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему

отношений к другим людям и к окружающей действительности и на ос-

нове этих данных управляет своим поведением. Сознание, будучи об-

щественным продуктом, принадлежит только человеку. Животные соз-

нанием не обладают.

Сознание в широком философском смысле - высшая, специфически

человеческая форма активного отражения действительности; в более

специальном - понимание человеком окружающего мира, процессов,

происходящих в нем, своих действий, мыслей, своего отношения к

внешнему миру и к самому себе; предварительное мысленное построе-

ние предполагаемых действий и предвидение их результатов.

Сознание имеет сложное системное строение. Оно структурно

организовано, и все элементы этой структуры составляют единое це-

- 14 -

лое. Рассмотрение структуры сознания может осуществляться по раз-

ным основаниям. Структурными элементами сознания являются ощуще-

ния, восприятия, представления, мышление, чувства. Все чувствен-

ные формы познания ми мышления тесно связаны со всеми сторонами

жизни, с реальными побуждениями, интересами, влечениями мыслящего

человека.

В своих действиях люди исходят из потребностей, мотивов, ин-

тересов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями.

Это и значит, что действуют сознательно.

Когда говорят: "Человек совершил тот или иной поступок не-

сознательно", то имеют в виду, что он не предусмотрел те последс-

твия, к которым ведет данный поступок. Поступок обладает качест-

вом сознательности лишь постольку, поскольку он есть выражение

замысла, намерения, цели. Целеполагание - это сердцевина созна-

ния: прежде чем что-либо сделать реально человек делает это в

своем представлении.

Ядро сознания - знания. Ощущения, восприятия и представления

- это уровень чувственного сознания. Логическое мышление - высший

уровень осознания действительности. Это интеллектуальная форма

сознания. Сознание проявляется также в форме воли и чувства.

Понимание сознания в материалистической психологии и филосо-

фии обычно происходит из двух принципов: из признания сознания

функцией мозга и из того, что он есть отражение внешних воздейс-

твий.

Классические труды И.М.Сеченова, И.П.Павлова, И.Е.Введенско-

го, А.А.Ухтомского и их последователей раскрыли рефлекторную при-

роду психики и дали возможность понять сознание, как систему ак-

тивной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего

- 15 -

мира. Но отражательная деятельность мозга характеризуется не

только ее функциональными механизмами, но и ее содержанием, т.е.

тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности.

Как отражение действительности, сознание предполагает существова-

ние того, что отражается, а также того, кто отражает и с помощью

какого органа осуществляется процесс отражения. Объектом сознания

является материальный мир, духовная культура, сам человек; субъ-

ектом сознания является человек, личность, а органом - человечес-

кий мозг.

Формирование сознания человека связано с возникновением об-

щественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида

специально фиксированной системе потребностей, обязанностей,

дисциплине поведения, выражаемых и регулируемых с помощью языка,

исторически сложившихся обычаев и нравов.

Ребенок рождается на свет с определенными анатомо-физиологи-

ческими "задатками", которые являются продуктами длительной био-

логической эволюции, отложившейся в наследственно закрепленных

"кодах". Но сами по себе эти задатки не могут привести к возник-

новению сложных психических способностей. Биологическая наследс-

твенность вручает ребенку возможность формирования способности

мыслить по-человечески. Но эта способность не спонтанно созревает

в процессе индивидуального развития человека, а формируется. Эле-

ментарный уровень сознания формируется уже в дошкольном возрасте,

главным образом в процессе игровой деятельности и общении со

взрослыми. В школьном возрасте сознание развивается на основе

учебной, общественной, трудовой деятельности, под определяющим

вниманием возрастающих требований жизни, коллектива, общества.

Именно школа обеспечивает целенаправленное, систематическое, пла-

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»