Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


экологических проблем стало одним из гло-

бальных критериев гуманности общества, уровня его технических и

научных разработок.

Современная экология относится к тому типу наук, которые

возникли на стыке многих научных направлений. Она отражает как

глобальность современных задач, стоящих перед человечеством, так

и различные формы интеграции методов направлений и научного поис-

ка. Превращение экологии из сугубо биологической дисциплины в от-

расль знания, включившую также общественные и технические науки,

в сферу деятельности, основанную на решении ряда сложнейших поли-

тических, идеологических, экономических, этических и других воп-

- 21 -

росов, обусловило ей значительное место в современной жизни, сде-

лало ее своеобразным узлом, в котором объединяются различные

направления науки и человеческой практики. Экология, на мой

взгляд, все больше становится одной из наук о человеке и в опре-

деленном смысле интересует многие научные направления. И хотя

этот процесс еще весьма далек от завершения, его основные тенден-

ции уже достаточно отчетливо просматриваются в наше время. Именно

в экологии (хотя и не только в ней) намечается вполне реальные

точки соприкосновения между фундаментальными и прикладными науч-

ными областями, между теоретическими разработками и практическим

их применением.

Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая

ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате

некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий в

слепую, потребительского отношения к природным богатствам, отож-

дествления слов И.В.Мичурина о том, чтобы не ждать милостей от

природы, а брать их у нее, с нещадной эксплуатацией природных ре-

сурсов, а также превалирования технокритического мышления, при

котором процесс ассоциируется со всевозрастающими количествами

извлеченного из недр Земли угля, выплавленной стали, произведен-

ной электроэнергии... Значение охраны природы как неприемлемого

условия выживания человечества и каждого человека сейчас осозна-

ется нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к пос-

ледовательной и безусловной реализации природоохранных мер, при-

чем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но

и вследствие отсутствия экологической культуры населения, нес-

формированности экологического мышления у работников народного

хозяйства. Таким образом, решение экологических проблем в огром-

- 22 -

ной степени зависит от постановки экологического образования и

воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь

люди должны иметь четкое представление о том, что природные ре-

сурсы не бесконечны и технология производства любой продукции

должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требо-

ванию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они

должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природ-

ных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешатель-

ства в естественное течение различных процессов. У них должно

быть выработано "экологическое мировоззрение", т.е. сознание при-

оритетного решения экологических проблем при осуществлении любых

проектов, разработок современных технологий, создание машин и ме-

ханизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое

убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружаю-

щей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовывать-

ся.

Производственная деятельность людей должна постепенно менять

основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать

экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание

производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т.е.

вписывающихся в ее биогеохимические циклы. Преодоление экологи-

ческого кризиса только техническими средствами невозможно. Тем

более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество

не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет

опираться только на технические решения. Человечество ожидает

длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования

природы и общества, причем решающее значение в его длительности

будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребнос-

- 23 -

тям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.

Новая цивилизация для того, чтобы она оказалось способной обеспе-

чить дальнейшее существование на Земле человечества как развиваю-

щегося вида, должна опираться не только на новую технологическую

основу производственной деятельности людей, но и на глубокое по-

нимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно

формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необ-

ходимого поведения людей. Широкая образованность носителя плнеты

необходима и для становления новой морали, т.е. духовного мира

людей.

Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество

будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей исто-

рии, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и об-

щества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть

включено в исходную систему постулатов.

Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству

предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людь-

ми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее

основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, ко-

торое естественно назвать экологическим.

§ 3.История развития экологии как науки.

Человек, в отличие от всех других обитателей Земли, в про-

цессе деятельности способен ставить пере собой определенные зада-

чи. И, являясь биологически единым целым, человечество выступает

как мощный фактор в геологическом процессе. Длительность антропо-

генного воздействия на природу оценивается миллионами лет, причем

- 24 -

исторический процесс человеческих обществ охватывает в нем нес-

колько сотен тысячелетий.

 2Основные этапы

 2исторического развития взаимоотношений

 2человека с природой.

Первобытные стада древнейших обезьяноподобных людей, судя по

данным археологии, занимались собирательством, лишь иногда добы-

вая крупных животных. Бугорчатый тип зубов питекантропов указыва-

ет на использование ими смешанной растительно-животной пищи. Не-

большая концентрация в природе высокопитательных кормов препятс-

твовала скоплению питающихся ими животных. Поэтому стада древней-

ших обезьянолюдей были малочисленные и вели кочевой образ жизни.

Сообразно этому их воздействие на природу не могло быть значи-

тельне, чем у других зверей.

Геологическое значение человечества впервые проявилось

по-видимому, около миллионов лет назад, когда древнейшие предста-

вители этого рода научились пользоваться огнем (приобрели навыки

сохранения и использования огня) и стали делать первые орудия

труда. Этим человек положил начало своему преимуществу перед жи-

вотными. Овладение огнем было связано с переходом от первобыт-

но-стадной жизни к хотя и примитивной, но организации человечес-

кого общества. Возникли поселения, а с ними и специализация функ-

ций отдельных членов первобытной общеины. Все это привело к воз-

никновению первых зачатков антропогенных изменений природы в ок-

рестностях крупных долговременных поселений (сжигание в костре

растительности, истребление определенных видов животных и так да-

лее). С появлением неандертальцев, умевших изготовлять разнооб-

- 25 -

разные каменные орудия и добывать огонь, связывается быстрое сок-

ращение численности многих видов животных (мамонта, шерстистого

носорога, пещерного медведя, ряда видов быков и оленей), на кото-

рых они охотились. Человек тысячелетиями уничтожал их в большем

количестве, чем их рождалось.

 _Период развития первобытнообщинного строя. . Сокращение чис-

ленности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»