Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формирование экологического сознания в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в курсе неполной средней школы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 



Скачать реферат


программой. На их основе у школьников вырабатывается при-

вычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе,

поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую

законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил

- 39 -

поведения в природе во время экскурсий, туристических и краевед-

ческих походов свидетельствуют о степени сформированности их

нравственного облика.

В экологическом образовании не меньшую роль, чем нравствен-

ное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад

вносят и естественно-научные предметы. На этих уроках учащиеся

обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют

разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и

т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы,

развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вооб-

ще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей

среды.

Таким образом, содержание школьного курса естественно-науч-

ных дисциплин способствует экологическому образованию школьников

и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подго-

товке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит

учителю, его творческой инициативе.

§ 2.Формирование бережного отношения школьников к природе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся,

реальные условия социального и природного окружения - все это

обусловливает характер формирующихся отношений школьников к при-

роде, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей сре-

ды.

Рассмотрим возрастные особенности отношения к природе детей,

подростков и юношей в период школьной жизни.

 _Младшие подростки (9-11 лет) .. Необходимость заботы о зеленых

- 40 -

насаждениях мотивируют тем, что растения "всех радуют", "они нам

нравятся", "украшают город", "делают нашу жизнь красивой" и т.д.

В их высказываниях редко звучит чисто рационалистический подход

("из деревьев делают карандаши и линейки"). В этом возрасте лети

часто осуждают свои действия во время игр, наносящие вред приро-

де: "ломали ветки, когда играли". Дети мечтают о хороших делах на

пользу природе, проявляют готовность " вырастить что-то своими

руками", больше собрать макулатуры, "чтоб не губить лес", предпо-

лагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев, и "тогда наша

Земля бедт прекрасной".

 _Старшие подростки (12-15 лет) . глубже осознают государствен-

ную и общественную значимость экологически проблем. Они осуждают

всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе, Бережное

отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за пре-

дотвращение войны как самого большого зла для людей и природы.

У школьников этого возраста, особенно у девочек, ярко выра-

жено нравственно-эмоциональное отношение к природе: "природа -

самое прекрасное", "это самое необходимое, нужное человеку", "от

природы зависит настроение человека", "прелесть природы нельзя

губить".

В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина -

это прежде всего родная природы", "мой вклад в охрану природы бу-

дет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших под-

ростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с

инциативой вычистить речку или пруд, озеленить двора.

Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются

"разрушительные действия". Подростки еще слабо представляют себе

последствия воздействия человека на природу, нередко не предви-

- 41 -

дят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства

или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает опре-

деленные трудности в развитии и укреплении экологической культуры

подростков. В то же время их активность и стремления к деятель-

ности служат основой для овладения научными знаниями, формирова-

ния практических умений и навыков природоохранительного характе-

ра.

Большинство школьников _ раннего юношеского возраста (16-17

 _лет) ., как правило, придают большое значение общественно полезным

делам по улучшению окружающей среды, принимают в них участие,

высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы - зада-

ча каждого гражданина. Молодежь видит вред не только от прямого

ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодуш-

ного к ней отношения.

Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к

природе сливается с нравственно-этическим. Старшим школьникам

подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отда-

вать ей, не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не

через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий

сад".

§ 3.Условия формирования экологических знаний.

Психолого-педагогические основы экологического образования и

воспитания школьников разрабатываются с учетом:

возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвя-

зи мышления, памяти, внимания и успеваемости; направления их со-

знания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и

- 42 -

оптимизации окружающей среды; системности и проблемности в обуче-

нии началам экологии.

В учебных предметах содержится значительный объем естествен-

нонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и разви-

тие на межпредметной основе с учетом психологических особенностей

мышления, памяти и внимания старшеклассников позволяют сформиро-

вать общий подход к рассмотрению картины мира и воспитать осоз-

нанное стремление к активной общественно-полезной деятельности.

Каким образом модно и необходимо систематизировать этот

учебный материал, как придать обобщенный и конкретный характер

знаниям о картине мира?

Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвя-

зи памяти, внимания и успеваемости школьников в целях формирова-

ния у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук.

Следует отметить, что в литературе не подвергается специальному

исследованию вопрос о возрастных особенностях зависимости успева-

емости от памяти и внимания учащихся, к тому же данные приводят-

ся, как правило, суммарно для мальчиков и девочек, что вряд ли

является оправданным, поскольку практика школьной педагогики пос-

тоянно указывает на необходимость дифференцированного подхода к

учащимся разного пола и возраста. В общей сумме факторов, опреде-

ляющих успешность обучения, память и внимание перестают играть

ведущую роль. На первое место выступают более сложные, приобре-

тенные в процессе обучения формы усвоения учебного материала.

Второе условие заключается в формировании системности знаний

учащихся применительно к старшеклассникам.

Важное условие реалзации экологических знаний в процессе

обучения - формирование теоретического мышления. Выполнение этой

- 43 -

задачи на уровне требований для выпускников средней школы выража-

ется в усвоении ими основ научной теории. Каким образом достига-

ется системность в знаниях старшеклассников? Анализ школьных

учебников показывает, что материал принципиально не может быть

представлен в таком виде, чтобы ученик не преобразовывал его в

своем сознании по элементам теории. Внутренняя перестройка знаний

ученика сопровождается преобразованием тех связей, которые возни-

кают при первичном ознакомлении с учебным материалом. Пересказы-

вая материал, школьник вновь перестраивает имеющиеся знания. Та-

ким образом, научная теория в учебном процессе отображается в

трех принципиально разных системах: при первичном ознакомлении -

в учебнике или объяснении учителя, при итоговом - в сознании уче-

ника и в изложении самого ученика. Чтобы школьник усвоил систем-

ные знания, ему необходимо дважды перестроить первично полученные

сведения.

Формирование знаний о знаниях - еще одна сторона усвоения

теоретического материала, особенно в условиях актуальных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»