Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Формы коррекционно-педагогической

помощи детям раннего и дошкольного возраста

с нарушениями слуха

Воспитание детей с нарушениями слуха в семье

Из истории вопроса

Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло зна¬чительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление ро¬дителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обуслов¬лено желанием развивать умственные способности ребенка и приоб¬щать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сензитивные для развития и обу¬чения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период фор¬мируются многие навыки, закладывается характер.

О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, раз¬витии его речи передовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественной сурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка в семье были высказаны В. И. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835). Одним из важнейших факторов развития и формирования личности глухого ученый считал забо¬ту, внимание и любовь к ребенку, которыми должны окружить его близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать пер¬вым воспитателем ребенка, для которого может сделать очень мно¬го. В. И. Флери подчеркивал важность первых лет жизни для обу¬чения речи, первым словам, которые ребенок может усвоить на основе зрения по подражанию. «Чем моложе глухонемой, тем бо¬лее способен он в том успевать», — утверждал В. И. Флери.

Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье ши¬роко пропагандировали Н. А., Е. Ф. и Ф. A. Pay, которые организо¬вывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей.

В 50—60-е гг. проблемой воспитания в семье активно занималась Б. Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глу¬хого дошкольника в семье» (1970), содержащая ряд полезных со¬ветов и рекомендаций по воспитанию и обучению глухих детей до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном уч¬реждении. В книге показана роль формирования движений, обу¬чения разным видам деятельности для развития речи глухого ребен¬ка, даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребенка в семье. Основное внимание автор уделяла вопросам раз¬вития речи: работе над значениями слов и накоплению словарного запаса; развитию разговорной и описательно-повествовательной речи; обучению дактильной речи как средству общения и способу раннего обучения чтению, способствующему умственному и нрав¬ственному развитию; формированию устной речи. В работе по раз¬витию речи Б. Д. Корсунская рекомендовала родителям наряду с устной и письменной речью широко использовать дактилологию.

В 60—70-е гг. А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская и Э. И. Леонгард прове¬ли исследования, выявившие значительные возможности семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности были обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухо-зрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны, специальной работой по развитию письменной речи.

Эти же авторы подготовили методические рекомендации в виде «Заданий для родителей», пользуясь которыми многие родители смогли начать работу по развитию детей в первые два года жизни и проводить ее в течение всего дошкольного периода, обеспечивая высокий уровень общего и речевого развития детей. Авторы пока¬зали возможность интеграции глухих и слабослышащих детей в среду слышащих детей в массовых школах при условии обеспечения высокого уровня развития, достигнутого в дошкольный период.

Проблема помощи родителям, воспитывающим детей с наруше¬ниями слуха в семье, в настоящее время рассматривается в работах Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой, Е. А. Ивановой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др. Их материалы содержат информацию по организации работы с детьми раннего возраста, а также рекоменда¬ции родителям дошкольников, которые по ряду причин не посещают специальные дошкольные учреждения. Причинами, побуждаю¬щими родителей воспитывать детей дома, могут быть отдаленность места жительства семьи от специального дошкольного учреждения; физическая ослабленность ребенка; наличие комбинированных нарушений; нежелание родителей отдавать ребенка в дошкольное учреждение интернатного типа; неудовлетворенность отдельных родителей результатами обучения и уровнем развития детей в спе¬циальном детском саду; нежелание разлучаться с ребенком и др.

Помощь родителям оказывают сотрудники сурдологических ка¬бинетов и центров, педагоги специальных дошкольных учреждений, специалисты некоторых научных учреждений Москвы, Санкт-Пе¬тербурга и других городов.

Консультации и советы для родителей по воспитанию в семье плохослышащих детей содержатся также в журнале «В едином строю» (прежде он назывался «Жизнь глухих»), в котором с 1968 г. суще¬ствует рубрика «Университет для родителей».

Ранний возраст

Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития малышей.

Проблемы организации и содержания работы с плохослышащими детьми младенческого и раннего возраста рассматриваются в работах Н. A. Pay (1947), Е. Ф. Pay (1950); Б. Д. Корсунской (1970), Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991); Н. Д. Шматко и Т. В. Пелымской (1995) и др. В их исследованиях можно выделить ряд важных рекомендаций, знакомство родителей с которыми имеет принципиальное значение для организации работы с детьми мла¬денческого или раннего возраста.

Специалисты акцентируют внимание на необходимости контро¬ля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перене¬сение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на зву¬ки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на сни¬жение слуха у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу.

Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять зна¬чимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значи¬тельно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффектив¬ность и результативность ранней работы с плохослышащим ребен¬ком. Родителей необходимо ознакомить с закономерностями обще¬го и речевого развития детей младенческого и раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребен¬ка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирую¬щие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов развития после трех лет происходит с большим тру¬дом и в более длительные сроки.

Что же понимается под ранним началом работы? В отечествен¬ной сурдопедагогике сюда относится организация специальной по¬мощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слу¬ха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты.

Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следу¬ет объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать зву¬ки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка. Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо-зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприя¬тия, контроля за своей речью.

Необходимо объяснить родителям не только важность правиль¬ного слухопротезирования, но и правила использования аппарата: наличие индивидуальных вкладышей, правильность подбора режи¬ма работы аппарата, правила ношения аппарата и ухода за ним. Надо подчеркнуть, что само по себе ношение аппарата не обеспе¬чивает полноценного восприятия речи, а эффект может быть дос¬тигнут только в результате длительной работы по развитию слухо¬вого восприятия.

Специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т. е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством фор¬мирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития по¬нимания и использования речи. Общение со слышащим

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»