Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика — один из основ¬ных приемов работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста над их произношением.

При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, слов, фраз сочетается с определенными движениями. В на¬стоящее время методика использования фонетической ритмики описана в различных пособиях, программах (Э. И. Леонгард, 1976, 1991; Т. А. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989, 1998; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1991,1993,1995). Родители могут воспользоваться этой литературой для ознакомления с задачами фонетической рит¬мики и методикой ее проведения.

Развитие слухового восприятия имеет большое значение для по¬знавательного развития ребенка, формирования механизмов вос¬приятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особенно важное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наи¬более сензитивный период, когда происходит физиологическое со¬зревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы. В первые месяцы жиз¬ни у ребенка формируют комплексное зрительно-слуховое сосре¬доточение на голос взрослого, звучащие игрушки. Важнейшим ус¬ловием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспри¬нимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привле¬чении взрослым внимания к ним. Ношение аппарата будет улуч¬шать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, на¬правленные на умение реагировать на звучания игрушек, на свое имя, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова и звукоподражания, обозначающие названия игрушек.

Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначаю¬щие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно свя¬зана с формированием прозносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличива¬ется число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их зву¬чание.

В быту также учат ребенка воспринимать слухозрительно и только на слух различные побуждения и вопросы.

Одновременно со специальными занятиями по развитию слухо¬вого восприятия детей учат реагировать и понимать значение раз¬личных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грам¬пластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музы¬кальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

С детьми дошкольного возраста, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая еще в раннем возрасте. В дошкольный период обучения родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка родителями успехов в обучении ре¬бенка может иметь тяжелые последствия в виде педагогической за¬пущенности, отставания в развитии от сверстников, воспитываю¬щихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно на¬чать обучение в специальном детском саду или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, кото¬рый контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать конкрет¬ные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком. Если есть такая возможность, детям, воспитывающимся дома, целесообразно посещать занятия в группах кратковременно¬го пребывания, где сурдопедагоги проводят занятия с детьми в при¬сутствии родителей, дают рекомендации по поводу занятий дома.

Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабо¬слышащие дошкольники. Родителям необходимо постоянное чтение литературы по проблемам воспитания и обучения в семье детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Большое значение мо¬жет иметь знакомство с публикациями родителей, подготовленны¬ми на основании своего опыта. Много таких статей предлагается в разделе «Университет для родителей» журнала «В едином строю».

Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, имеющими нарушенный слух, в семье остаются те же, что предъявляются и к работе с детьми раннего возраста. Од¬нако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Организация работы с детьми дошкольного возраста в семье. Воспитание и обучение их происходит в течение всего дня: в процессе режимных моментов (гигиенических процедур, еды, прогу¬лок), игр, свободной деятельности.

Ежедневно проводятся два или три занятия с детьми, длитель¬ность которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия включают в себя различные виды работы, чередование которых делает их неутоми¬тельными для детей.

Так же как и при организации работы с детьми раннего возрас¬та, обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является еще одним фактором успешности проведения работы с ребенком.

В работах различных специалистов подчеркивается необходи¬мость работы по всестороннему развитию ребенка. Наиболее пол¬но различные направления работы с глухими и слабослышащими дошкольниками и методика их проведения представлены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д. Корсунской (1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).

Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предме¬тами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортив¬ном уголке.

В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различ¬ных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в се¬мье; расширение представлений о труде взрослых; труд в приро¬де, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного мате¬риала.

Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, заня¬тиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; зна¬нию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, ак¬тивизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.

Ознакомление с окружающим миром является основой для форми¬рования речи: усвоения значений слов, обозначающих предметы, свойства, действия; понимания фраз с этими словами; самостоя¬тельного использования вопросов, побуждений, ответов на вопро¬сы, сообщений в общении со взрослыми и детьми. Этому разделу отводится важная роль в социальном и познавательном развитии дошкольников с нарушениями слуха.

Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать при¬меры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при ус¬ловии наглядно представленного условия. Математические знания ребенка используются в различных бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием окружающего мира, когда возникает потреб¬ность использовать различное количество предметов, убирать часть их, добавлять, распределять между участниками и т. д.

Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др. Как и в других видах деятельности, важное значение придается игре как средству развития речи: обо¬значению атрибутов игры, называнию ролей и определению сюже¬та, общению с другими детьми в процессе игры.

Развитие изобразительной деятельности дошкольников в се¬мье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппли¬кации, которое было начато на предыдущих этапах развития ре¬бенка. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свой¬ства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формиро¬вание замысла

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»