Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослыша¬щих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослы¬шащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возмож¬но интегрированное обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекцион¬ных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принима¬ются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего до¬школьного возраста, специальное обучение которых по разным при¬чинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлет¬него периода проводится общеразвивающая и коррекционная рабо¬та, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

При организации и определении содержания воспитания и обу¬чения глухих детей педагоги могут руководствоваться Програм¬мой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы в дошкольных группах. Педа¬гоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие про¬граммы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и млад¬шего школьного возраста «начальная школа — детский сад» ком¬пенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В струк¬туре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образователь¬ных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглох¬ших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывно¬го коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического раз¬вития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная дея¬тельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Они мо¬гут создаваться при детских садах компенсирующего вида для де¬тей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослы¬шащих. Группа является структурным подразделением дошкольно¬го образовательного учреждения. Комплектование групп осуществ¬ляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомен¬дуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитываю¬щихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезап¬но оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы — индиви¬дуальные занятия и занятия малыми группами (по 2—3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие за¬нятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, ин¬тегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской и психоло¬го-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротези¬рование. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошколь¬ников. В центрах реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

Комплектование групп в дошкольных учреждениях

В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста по¬ложено «Типовое положение о дошкольном образовательном уч¬реждении» (1995). При организации групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми обеспечивается пра¬вильный подбор детей и учитываются индивидуальные особенно¬сти их развития.

1. Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в группу специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и для слабослышащих детей. В дошкольных учреж¬дениях смешанного типа организуются самостоятельные группы как для глухих, так и для слабослышащих детей. Раздельное обу¬чение глухих и слабослышащих детей обусловлено различным ис¬ходным уровнем слухоречевого развития, темпами формирования

речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для слабослышащих детей, в основе которых лежат различные воз¬можности использования слуха для формирования речи, примене¬ние различных методов обучения.

Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направля¬ются в группы для слабослышащих детей.

В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению психолого-медико-педагогической комиссии направля¬ют глухих детей с речью, сформированной в результате системати¬ческих занятий родителей с ребенком в семье.

При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например, пребывание детей с фразовой ре¬чью в среде неговорящих может негативно отразиться на качестве их устной речи.

2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом.

В дошкольных учреждениях организуются группы:

— группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух

до трех лет;

— младшая группа — от трех до четырех лет;

— средняя группа — от четырех до пяти лет;

— старшая группа — от пяти до шести лет;

— подготовительная группа — от шести до семи лет.

В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учрежде¬нии меньше указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста, например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось четыре года. В этом случае сурдо¬педагог проводит работу по подгруппам, в которые объединяются дети одного возраста.

3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. со¬четания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. В до¬школьных учреждениях компенсирующего вида создаются группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость груп¬пы — до пяти детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и нет возможности создать специальную группу, их обучение может осуществляться по разработанной инди¬видуальной программе.

В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети с нормальным слухом без речи; умственно от¬сталые в степени имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждаю¬щиеся в индивидуальном уходе.

Возможности интеграции дошкольников,

имеющих нарушения слуха, в детские сады

общеразвивающего вида

Цели и задачи интегрированного обучения

В последнее десятилетие в сурдопедагогике стали активно обсуж¬даться проблемы интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, со слышащими детьми в условиях дошкольных учреждений общего типа. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением государственной образовательной политики, направленной на большее разнообразие форм воспита¬ния и обучения детей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»