Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формы организации процесса обучения: традиции и новации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Введение

Тема моей курсовой работы «Формы организации процесса обучения: традиции и инновации». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обуче-ния (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сло-жились различные точки зрения на понятие, эффективность применения раз-личных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данно-му вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются тради-ционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план не-традиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навы-ков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих ка-честв личности, которые обусловлены требованиями общества и к достиже-нию которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью стано-вится создание личностного потенциала человека, воспитание его способно-стей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (со-держание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или кол-лективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на вни-мание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

Обьектом исследования в моей работе является процесс обучения, а предметом – формы его организации.

Целью курсовой работы является выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обуче-ния.Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно под-берёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными само-стоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников. Поэтому задачи моей работы следуюшие:

• Необходимо изучить психолого-педагогические основы форм ор-ганизации процесса обучения

• Сравнить традиционные формы с инновационными

• Разработать новые формы обучения, способствующие активной познавательной деятельности учащихся.

В процессе обучения и его организации мы видим чёткую направлен-ность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор формы про-цесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее ре-зультативно.

Глава I. Психолого-педагогический аспект ос-воения различных форм организации процесса обучения

§1. Понятие, сущность форм организации процесса обуче-ния. Исторический аспект их использования

1.1 Понятие форм организации процесса обучения

Осуществление обучения требует знания и умелого использования раз-нообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?

В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Иссле-дователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специали-сты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма озна-чает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [11. 222]. По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.

В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваива-ются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накоплен-ные человечеством». [ 3.6]

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащи-мися. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифици-рует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упо-рядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или ду-ховного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обуче-ние может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего в определённых формах его организа-ции. Организационные формы обучения составляют материальную основу обуче-ния.

Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитатель-ного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной органи¬зации содержа-ния, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная ра¬бота, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдель¬ных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные раз-делы, темы, теории, концеп¬ции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников си¬стемные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возра¬стные особенности школьников тре-буют соответствующей, адекват¬ной формы обучения, определяют ее характер: ме-сто в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвиж¬ную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочета-ния этих компонентов дают возможность созда¬вать разнообразие и многообразие обучающих форм.

1.2 Исторический аспект использования различных форм обучения

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного че¬ловека к другому, от старших к млад-шим. С появлением пись¬менности старейшина рода или жрец передавал эту пре-мудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному пре-емнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в свя-зи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система ин-дивидуаль¬ного обучения своеобразно трансформировалась в индивидуаль¬но-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 — 15 человек. Изло-жив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и пере-ходил к другому, третьему и т.д. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэ¬тому в группе могли быть ученики разного возраста, разной сте¬пени подготовленности. Начало и окончание занятий для каж¬дого уче-ника, а также сроки обучения тоже были индивидуали¬зированы.

Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, воз¬никла необходимость более совер-шенного организационного оформления педагогического процесса. Свое закон-ченное реше¬ние оно нашло в классно-урочной системе, первоначально раз¬работанной и описанной Я.А.Коменским в его книге "Великая

дидактика".

Классно-урочная система в отличие от индивидуального обу¬чения и ее индиви-дуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: по¬стоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и од¬ного возраста, стабильное расписание. Основной формой органи¬зации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть сораз¬мерна часовому промежутку времени, развитию учащих-ся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвое¬ния ма-териала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообще¬ние учителя, упражне-ние, проверка. Основное время при этом от¬водилось упражнению.

К, Д, Ушинский разработал типологию уро¬ков. Большой вклад в разработку науч-ных основ организации уро¬ка внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосно¬вал необ-ходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски органи¬зационного оформления педагогического процесса, которое

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»