Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формы организации процесса обучения: традиции и новации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Индивидуализированные

 Индивидуализированно-групповые.

Таблица № 3. Сравнение общих форм обучения

Название формы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная Самостоятельное усвоение знаний, формирование уме-ний и навыков, развитие са-мооценки учеников, позна-вательной самостоятельно-сти, осуществляется хоро-ший контроль. Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к спи-сыванию, подсказкам, от-сутствие социальной актив-ности школьников.

Групповая Взаимопомощь, распределе-ние обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной дея-тельности, стимул творче-ского соревнования. Слабого ученика можно по-ставить в пассивное поло-жение, работать могут толь-ко лидеры, а остальные спи-сывать.

Парная Учащиеся дают взаимную оценку действиям и по-ступкам друг друга, эта ра-бота эффективна на непро-должительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исче-зает страх за ошибки перед учителем. Возникает опасность ложно-го товарищества, невозмож-но объективно оценить уро-вень знаний учащихся, на-рушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.

Коллективная Каждый ученик поперемен-но является то учеником, то учителем, повышается от-ветственность за свои зна-ния перед коллективом, ак-тивизируется познаватель-ная деятельность учащихся, развивается инициатив-ность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. Неумение некоторыми учи-телями профессионально организовать данную фор-му, недостаточность време-ни на уроках, несформиро-ванность коллектива приве-дёт к нежелательному ре-зультату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».

2.2 Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации учебного процесса есть только примене-ние общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами. И. М. Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенно¬стей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: фор¬мирования новых знаний, закреп-ления и совершенствова¬ния знаний, формирования умений и навыков, приме-не¬ния знаний на практике, повторения, систематизации зна¬ний, контроля усвоения знаний, умений и навыков. [12.9 ]

Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний уче-ники только усваивают новые знания. Они могут закреплять и систематизиро-вать знания по ра¬нее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена — формировать новые знания — подчиняет себе все остальные, ис-пользуемые для ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получать новые знания, повторять ранее изучен¬ное, но главная его цель — закрепить и усовершенство¬вать знания по только что рассмотренному разделу про¬граммы.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируе-мых форм организации обучения (см. таблица №4). Кроме того, на основе од-ного звена можно сконструиро¬вать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соот-ветствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.

Таблица №4. Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации обучения

ведущие цели

Формиро-вание зна-ний Закрепление и систематизация знаний Формирование умений и навы-ков Повторение и систематизация знаний Контроль за усвое-нием зна-ний, уме-ний, на-выков

Лекция

конферен-ция

экскурсия

предва-ряющая консульта-ция. семинар

заключительная конференция

конференция

экскурсия. Учебно-практическое за-нятие

практическое за-нятие

практикум обзорная лек-ция

конференция

экскурсия

консультация зачёт

собеседо-вание

учебно-практиче-ское заня-тие

экзамен

олимпиада

практикум

Формирование знаний учащихся помимо урока соот¬ветствующего типа можно проводить на лекции, конфе¬ренции, экскурсии. Учебная лекция позво-ляет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учеб¬ного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материа-ла. В структуре лекции отсут¬ствует беседа как метод обучения. Учебная, лекция рас¬считывается на учащихся старших классов, которые мо¬гут сосре-доточиться на длительный промежуток времени для восприятия информа-ции, ее осмысления, переработки и самостоятельного усвоения.

Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее, не-труден и хорошо изложен в учебни¬ке, учебных пособиях, преподаватель мо-жет провести по соответствующей теме конференцию, организовать дис¬куссию учеников. Дискуссия должна быть подготовлена заранее, для чего учитель оп-ределяет учащимся темы до¬кладов, основные направления самостоятельной работы. Роль педагога заключается в комментировании полемики школьни-ков, подведении итогов обсуждения. Эта форма организации обучения рассчи-тана на учащихся, имеющих сформированные умения и навыки работы с ли-тературой.

На учебной экскурсии учащиеся получают знания, знакомясь с различными экспонатами в музее, работой механизмов на предприятии, наблюдая за раз-нообразны¬ми процессами, происходящими в природе.

На формирование знаний учащихся нацелена и уп¬реждающая консульта-ция, позволяющая преподавателю разобрать уже изученный на уроке матери-ал с теми уча¬щимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не усвоили его.

Закрепление и совершенствование знаний можно по¬мимо урока соответст-вующего типа проводить на семи¬наре, заключительной конференции, экскур-сии. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дис¬куссию учащихся.

Заключительная конференция может строиться как в форме дискуссии, так и в форме диспута, на котором об¬суждаются полярные точки зрения. Учитель подводит итоги обсуждения и формулирует выводы. Эта форма ор¬ганизации обучения рассчитана преимущественно на уча¬щихся старших классов.

На заключительной экскурсии учащиеся, заранее под¬готовленные, уже ус-воившие материал, с большим вни¬манием, осознанно рассматривают объекты, стенды, на¬блюдают различные процессы. Так совершенствуются, уг¬лубляются их знания. Полезна и заключительная кон¬сультация по изученному материалу.

С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока прово-дятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целена-правленно со¬четающая выполнение различных практических упражне¬ний, экспериментальных работ, наиболее эффективно спо¬собствует достижению поставленной цели. Отличие учеб¬но-практического занятия от соответст-вующего типа уро¬ка — в меньшей его регламентации и большей самостоя¬тельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности.

Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и заня¬тиях практикума. Практическое занятие — это такая фор¬ма организации обучения, в которой представляется воз¬можность учащимся применять полученные ими знания в практической дея-тельности.

Различного рода экспериментальные задания, преду¬смотренные программой по естественным дисциплинам, выполняются на занятиях практикума. На этих занятиях учащиеся, используя разнообразные приборы и инстру¬менты, проводят различные экспериментально-практичес¬кие работы. Эта форма организации обучения направле¬на на то, чтобы вооружить учеников элементарными экс¬периментально-практическими умениями и навыками.

Применить знания на практике учащиеся могут в про¬цессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (учениче-ских производствен¬ных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой фор¬ме организации обучения целесообразны звеньевые и ин¬дивидуальные формы учебной работы и труда.

Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзор¬ных лекций, конференций, экскурсий, консуль-таций. Об¬зорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения, подобранного с учетом сформированное знаний учащихся. На этой лекции це-лесообразно выде¬лить стержневые моменты темы, раздела.

На обзорной конференции обсуждаются ключевые по¬ложения изученного материала, учащимся раскрываются новые обобщающие подходы к его анали-зу. Обзорная конференция может быть комплексной, т. е. реализующей меж-предметные связи в обобщении и систематизации учебного материала.

Обзорная экскурсия предполагает целенаправленный осмотр учащимися объ-ектов, стендов, наблюдение про¬цессов с целью восстановить и систематизиро-вать ранее полученные знания. Например, экскурсия в дендрарий позволяет обобщить знания о видах деревьев.

Учащимся, готовящимся сдавать зачеты или экзаме¬ны, в подготовке к ним большую помощь оказывают об¬зорные консультации. В ходе этих консульта-ций выделяются ключевые положения, глубокое осмысление которых позволя-ет учащимся усваивать знания в системе, способ¬ствует более легкому запоми-нанию объемного материала. Обзорная консультация как форма организации обучения выполняет корректирующую функцию, помогая ученикам сориенти-роваться в требованиях и определить важность и удельный вес отдельных раз-делов в структуре програм¬мы. Консультация строится по принципу вопросов и ответов.

Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществлять-ся в форме зачета, собеседо¬вания, контрольного учебно-практического занятия, экза¬мена.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»