Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формы организации процесса обучения: традиции и новации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


экза¬мена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформи-рованности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко при¬меняется в вечерних (сменных) заочных школах рабо¬тающей молодежи. Из-редка она практикуется и в стар¬ших классах средних школ.

В последние годы в школе стали практиковаться за¬четы в форме общест-венных смотров знаний по разным разделам изученной тематики. Они прово-дятся после предварительной подготовки учащихся по отдельным разделам про-граммы. Вопросы подбирает учитель. Уча¬щиеся отвечают на них в присутствии комиссии, сформи¬рованной из одноклассников. Цель этих занятий — акти¬визировать познавательную деятельность учащихся. В ходе таких занятий за-крепляются, совершенствуются, си¬стематизируются их знания, выявляется об-щий уровень их развития и подготовленности, уровень сформирован¬ности зна-ний и умений, способность заниматься самосто¬ятельно. Выводимые комиссией отметки в большинстве случаев являются объективной оценкой знаний учащих-ся.

Собеседование, как и зачет, только в форме индиви¬дуальной беседы прово-дится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навы-ков.

Контрольные функции обучения реализует также олимпиада, которая предпо-лагает решение наиболее пыт¬ливыми и целенаправленными школьниками ори-гиналь¬ных задач, выполнение необычных, повышенной

сложно¬сти заданий. В ходе олимпиады выявляется общий уро¬вень препода-вания предмета и развития учащихся.

Функцию контроля знаний выполняет и учебно-прак¬тическое занятие. Ученики получают конкретные задания, по выполнению которых отчитываются перед препода¬вателем.

Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функ¬ций обучения. На этих занятиях учащиеся само-стоятель¬но изготавливают изделия, проводят измерения и отчи¬тываются за про-деланную работу перед учителем, мастером.

Экзамен — это форма организации обучения, позволя¬ющая реализовывать кон-трольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятель-ности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и прие-мами: выполнение уча¬щимися контрольных работ, заданий, ответы на вопро-сы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и уме-ние учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.

Названные формы организации обучения применяют¬ся как при изучении пред-метов, предусмотренных учеб¬ным планом в числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факульта¬тивах).

2.3 Функции форм обучения

Б. Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обу-чения [7. 358 ].

 Обучающе-образовательная

 Воспитательная

 Организационная

 Психологическая

 Развивающая

 Интегрирующе-дифференцирующая

 Систематизирующая и структурирующая

 Комплексирующая и координирующая

 Стимулирующая

Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на пер-вом месте обучающе-образовательная. Форма обучения кон¬струируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формиро¬вания их мировоззрения, разви-тия дарований, практических спо¬собностей, активного участия в произ-водстве и общественной жиз¬ни. Воспитательная функция обеспечивает-ся последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в раз¬нообразные виды деятельности. В результате в работу ак-тивно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достига¬ет це-лей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает това-рищам, проявляет терпение и выдержку, настойчи¬вость и волю. Посто-янно подкрепляются и укрепляются мораль¬но-волевые качества детской личности. Организационная функция обучения в том, что необходи-мость соответствия объема, качества содержания образования возрас-тным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспо-могательных средств. Ада¬птация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро выраба¬тывать установку на труд в определенных условиях. Психологи-че¬ская функция форм обучения состоит в выработке у учащихся опреде-ленного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порож-дают в детях психическое состояние раскрепощен¬ности, свободы, опти-мального напряжения духовных сил. Создает¬ся обстановка увлекатель-ного и вдохновенного труда. Содержа¬тельная форма учебных занятий в совокупности с активными ме¬тодами выполняет развивающую функ-цию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, тру-довой, иг¬ровой деятельности, что позволяет включать в работу весь ком-п¬лекс психических процессов.Формы организации учебного процесса обеспечивают коллек¬тивную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный про-цесс, ре¬ализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс кол¬лективной познавательной деятельности. Дети познают сооб¬ща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимо-пониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс раз-вития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных за-нятий должна обладать воз¬можностью индивидуализации деятельно-сти школьников, обес¬печивать работу по продвинутым программам одних и подтяги¬ванию до средне обязательного уровня других. Система-тизирую¬щая и структурирующая функции организационных форм обу-чения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в це-лом, так и для каждого занятия.

По отношению друг к другу формы обучения способны выпол¬нять ком-плексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффек-тивности усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и использо¬ваны составные части других форм. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети при¬нимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, веду-щей по отношению к другим — семинарам, бригад¬ным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный ма¬териал. Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей си-лой, когда соответ¬ствует особенностям возраста детей, специфике развития их пси¬хики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью спо-собна подавить в младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок — драматизация рассказа, вклю¬чающая в действие во-ображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную дея-тельность. Самостоятельная ра¬бота старшеклассников интенсифицирует про-цесс усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем пре-вращает любую форму в скучное и бесполезное времяпрепровождение. Тако-вы основные функции форм организации учебного процесса.

2.4 Урок - основная форма организации процесса обучения

С позиций целостности педагогического процесса урок необ¬ходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока как формы организации педагогическо¬го процесса [9]:

Он имеет благоприятные возмож¬ности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способ¬ностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стиму¬лирует другие виды деятельности школьников, в том числе вне¬классную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами по¬знавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогиче¬ской деятельности.

Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при кото-рой педагог в течение точно установленного вре¬мени руководит коллективной по-знавательной и иной деятель¬ностью постоянной группы учащихся (класса) с уче-том особен¬ностей каждого из них, используя виды, средства и методы ра¬боты, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали осно-вами изучаемого предмета непосредст¬венно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьни-ков (по А. А. Бударному).

В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отли-чающие урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отра-жают не только специфику, но и сущность урока. В зависимости от дидактиче-ских целей и звеньев про¬цесса обучения, реализуемых на уроке, можно выде-лить 9 типов уроков [12.15]:

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»