←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
формирования знаний
закрепления и со¬вершенствования знаний
формирования и совершенство¬вания знаний
формирования умений и навыков
совер¬шенствования знаний, умений и навыков
применения знаний на практике
повторения и систематизации зна¬ний
проверки знаний
комбинированный урок
Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия. Так, уроки формирования знаний могут прохо¬дить в виде киноуроков, а также быть по-строенными на проблемной ситуации. К. урокам формирования знаний относят-ся вводные уроки, уроки первичного усвоения ма¬териала, вступительные уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и совершенство¬вания знаний, совершенствования знаний, умений и навы¬ков являются синте-тические уроки. Уроки проверки зна¬ний подразделяются на уроки устной, письменной провер¬ки знаний.
При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа целесообразно выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока), комбинирование которых может представить множество вариантов (по Шамовой Т. И. см. таблица №4).
Таблица №4. Структура урока
Организация начала занятия
Проверка выполнения домашнего задания
Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания
Закрепление знаний и способов действий
Обобщение и систематизация знаний
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов занятия
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Раскрывая понятия типологии и структуры, следует обратить внимание на неисчерпаемость резервов урока как формы и как системы для совершенствования в обозримом будущем. Примером этому могут служить системы С. Н. Лысенковой, И. И. Гузика, И. Унт, В. К. Дьяченко и других новаторов, которые дают эффективные результаты в рамках существующей классно-урочной системы.
Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный урок, И. П. Подласый выделяет следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Сязь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование прктически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно поплнять объём знаний.
12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.[8.374]
§3. Инновации в формах обучения
3.1 Инновационные формы
Нововведения, или инновации, характерны для любой профес¬сиональной дея-тельности человека и поэтому естественно стано¬вятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и це-лых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управ-лении.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современ¬ных технологий учи-тель и воспитатель все более осваивают функ¬ции консультанта, советчика, воспи-тателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специаль-ные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и пси-хологии, технологии обучения и воспи¬тания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оцен¬ке и реализации педагогических инноваций.
В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество, новизну, измене¬ние; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введе-ние нового в цели, содержание, мето¬ды и формы обучения и воспитания, орга-низацию совместной деятельности учителя и учащегося» [9.492].
Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном образовании.В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.
В понимании сущности инновационных процессов в образо¬вании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распро-странения передового педагогиче¬ского опыта и проблема внедрения достижений психолого-педа¬гогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагоги¬ческой деятельности в современных условиях развития общест¬ва, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобра¬зования обуслови-ли необходимость коренного обновления систе¬мы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспи¬тателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления обра¬зовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образова-¬
ния, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин,
введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска
новых организационных форм обучения. В данной
ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогическо-¬
го знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к само¬му факту освое-ния и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитатель¬ного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании но-вых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инноваци-онная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследова-тельский харак¬тер. Именно поэтому важным направлением в работе руководи¬телей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводи-мых учителями педагогических инноваций, созда¬ние условий для их успешной разработки и применения.
В процессе изучения темы «Формы организации процесса обучения» осо-бое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм. Небезын-тересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» [4.45] по результатам американских исследо-ваний:
Лекция-монолог 5%
Чтение (самостоятельное) 10%
Аудио-видеообучение 20%
Показ (демонстрация) 30%
Дискуссионная группа
(обсуждение учебного
материала в малой группе) 50%
Практика в процессе деятельности 75%
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%
Последняя форма является коллективной. Учебная работа имеет специфику: это работа с людьми. Нет учителя без учеников и каждый ученик у кого-то учится. А это значит, что при всяком обучении, особенно если каким-то образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность учеников – устроняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.
3.2 Социальная активность учащихся
Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято пи¬сать о познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы ак¬тивизации познавательной деятельности, но все это нисколько не изме¬нило традици-онное обучение, которое уже веками в своей основе оста¬ется неизменным, а, следовательно, и его эффективность, если и повы¬силась, то весьма незначи-тельно. Педагоги считают
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|