←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при рас-смотрении про¬цесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е. ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и пре-образует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассив-ности большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса обучения показыва¬ет, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность школьни¬ков.[3.27]
I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу, выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную деятельность у школьников уходит 30—50 процентов учебного времени. Социальная активность при индивидуаль¬но-обособленной учебной работе равна нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет сочинение, усвоит содер¬жание книги (статьи), но, как пра-вило, в подавляющем большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается нет объективной возможности, что видно из ана-лиза других форм обучения.
II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным учеником (учитель—ученик), как это имеет место при репетиторстве или дополнительных занятиях с отстающими, то возможности проявления соци-альной активности у уче¬ника ничтожно малы. Цель такой работы — изме-нить сознание и пове¬дение отстающего ученика, помочь ему догнать своих товарищей.
Если же преуспевающий ученик занимается с отстающим учеником, то он при этом проявляет социальную активность, но такая работа - явление исключительное; пока здесь системы нет. Напротив, это откло¬нение от ус-тановившейся системы.
III. Групповое обучение.
1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто оказы-вается ее слушателем.
2. Беседа, семинар. Учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, но цель этих ответов заключается не в том, чтобы воздействовать на окру-жающих, преобразовывать их сознание и деятель¬ность. Напротив, ответы и выступления делаются для того, чтобы их положительно оценил преподава-тель. Поэтому здесь можно говорить то¬лько о зачатках социальной активно-сти у некоторой части учащихся. Даже выступления и спор отдельных уча-щихся сути не меняет. Все это только зачатки.
3. Занятия в малых группах, бригадах и звеньях. В положение соци-альной активности ставятся отдельные школьники, кото¬рые выполняют ра-боту бригадиров, консультантов, т. е. те, кто обучает малую группу. Но та-ких школьников незначительное меньшинство — не более 20 процентов. Но главное даже не в этом, а в том, что сами-то бригадные занятия в массовой школе почти не практикуются. И сотни учителей только два—три учителя на своих уроках проводят бри¬гадные занятия. При традиционной классно-урочной системе бригадные занятия оказываются не нужными, а если в них и возникает необходи¬мость (например, выполнение измерительных работ, некоторых лабора¬торных работ), то только в порядке исключения.
Итак, мы охватили все формы традиционного обучения и видим, что со-циальная активность школьников в их рамках не могла развивать¬ся, а напро-тив, социальная пассивность культивировалась постоянно.
IV. Коллективные учебные занятия. Все ученики при коллективной ра-боте, т. е. работа учащихся в парах сменного состава, постоянно на¬ходятся в положении, когда нужно воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному материалу, доказывать им, что-то опровергать, управ-лять их деятельностью. Социальная активность каж¬дого школьника проявля-ется систематически, регулярно, не менее 40 — 50 процентов того времени, которое выделяется на коллективные заня¬тия. Социальная активность школьников в процессе коллек¬тивной работы проявляется также и в том, что все они активные уча¬стники самоуправления, которое осуществляется непо-средственно на уроках в процессе обучения. Поэтому в данном случае мы можем говорить о высшем уровне социальной активности школьников. Со-временное общество требует воспитания активных, самостоятельных уча-щихся, способных решать поставленные перед ними задачи.
Глава II. Методический аспект использования различных форм обучения
§1. Использование различных форм обучения при изучении фи-зики (из опыта работы)
Многие учителя испльзуют в своей практике деловые игры. Рассмотрим опыт некоторых из них. И. Я. Ланина предлагает при обучении физике ис-пользовать следующие игры: [ Ланина.98]
Экспертиза
Имитационная модель игры. На предприятие (завод, стоительная организа-ция, проектный институт) прибывает прибывает экспертная комиссия фир-мы. Её задача: оценить качество продукции. Учитель в качестве руководите-ля предприятия предлагает всем учащимся класса стать членами экспртной группы.
С докладами на комиссии выступают работники предприятия, назначенные руководителем. Участники экспертной группы по каждому докладу состав-ляют акт приёма на бланке по специальной форме, где указываются достоин-ства доклада, ошибки. Дополнения, выводы. Указываются фамилии отве-чающего и эксперта.
Подготовка к игре. Специальной подготовки к игре не проводится. Для учащихся такая игра – обычный отчёт о выполнении домашнего задания. Учитель более тщательно,чем обычно, подбирает вопросы и с помощью учащихся класса готовит бланки актов приёмки. Общее число бланков равно числу учащихся класса, умноженному на число ответов.
Содержание игры:
Игра, как и всякий опрос, должна занимать не более 20-25 мин урока. Для докладов планируют два-три вопроса. Акты заплоняют во время ответа това-рища, причём ошибки не только фиксируют, но и исправлают. В конце каж-дого доклада учащимся предоставляют время для его общей оценки и выво-да.
План оценки ответа может быть следующим:
1. Оценка правильности ответа.
2. Характеристика глубины ответа (достаточны ли обоснования, доказа-тельства и примеры).
3. Характеристика полноты ответа.
4. Оценка логичности построения ответа.
В этом случае акт экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и дополнения, но и оценку достоинств ответа, что должно быть характерно для любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.
Вакансия
Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть следующии вакнсии: заведующий лабораторией, старший на-учный струдник, лаборант. На конкурсной основе происходит отбор спе-циалистов. Оценивают участников конкурса группы экспертов: теоретики, экспериментаторы, прктики.
На должность принимаются претенденты, которые сумели првильно и чётко ответить на поставленные перед ними вопросы.
Подготовка к игре. Учитель выбирает общую тему для игры и опреде-ляет задания для тестов трёх категорий сложности (три вакантные долж-ности). Готовятся приборы и материалы для постановки опытов. Карточ-ка-тест включает в себя три вопроса: теоретический, экспериментальный (подразумевает постановку опыта и его объяснение), задачу.
Учащиеся тоже готовятся и оформляюткласс для игры (рисуют пла-кат с названиями лаборатории и вакнтных должностей, таблички на стол экспертов).
Содержание игры
Пежде всего выявляются претенденты на вакнтные должности (не более двух-трёх человек на должность). Претендентам выдаются карточ-ки-тесты, и они занимают заранее приготовленные для них места и при-ступают к работе. Затем класс делится на три группы экспертов.
Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претенден-тов, но только с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспретов могу разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут рабо-тать с карточками разной сложности (3-5 мин). Всем учащимся: пре-тендентам и экспертам - отводится время для составления ответов на вор-просы теста (15 мин).
Заслушивание ответов - самая ответственная часть урока. Эксперты, вы-слушав ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность отве-та, его полноту, чёткость, и рпедлагают свой ответ на этот же вопрос. По-сле совещания они высказывают своё мнение о претендентах (20).
Далее следует подведение итогов конкуса. Прошедшие по конкусу занима-ют свои рабочие места за столами с табличками «Лаборант», «Старший на-учный сотрудник», «Заведующий лабораторией». Им выдаются удостовере-ния (5 мин).
Ниже рассматривается ход игры «Вакансия» по теме «Количест-во теплоты» (8 класс).
I. Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:
1. Теоретический вопрос (задача). Присгорании порха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
3. Эксперимент. Возьмите учебные весы,установите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов го-рящую спичку на расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?
II. Карточка-тест претенденту на должность старшего научного
сотрудника:
1. теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объёмом 5 л от 10° С до кипения.какое количество теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?
2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|