Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Формы организации процесса обучения: традиции и новации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


холодильниках воздух охлождается с помощью труб, по которым течёт олождённая жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу по-мещения?

3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический ци-линдр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

III. Карточка-тест претенденту на должность заведующего

лабораторией:

1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового

шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную

плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия превращается в его внутреннюю энергию).

2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в ис-кусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?

4. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической труб-кой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

СКБ

Учительница 55-й средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки-деловые игры, имитирует работу специального конструкторского бю-ро (СКБ).

На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специали-стов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков ис-ходных данных (цель – актуализация опорных знаний), помощи (выдаёт све-дения по справочной литературе), «мозгового центра» ( выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе пред-лагаемой конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает её действие), историков (ищет сведения о развитии научных взглядов по данному вопросу), обозревателей (даёт представление о значе-нии рассматриваемой проблемы для жизни общества, подбирает факты о мо-ральной ответственности специалистов за последствия применения их науч-но-технических достижений), правил безопасного труда, охраны окружаю-щей среды, экономистов, психологов (организует психологическую разгруз-ку учащихся на уроке), ОТК (оценивает работу групп). В зависимости от те-мы создаю не весь набор групп, а только их часть.

Для урока использую демонстрационные приборы, конструкторские модели разных типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую печать, тематические школные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы, а также таблички с названиями групп и большое табло с крите-риями оценок.

По рссмотренному типу проведены уроки: в VII классе – «Плавние судов», «Применеие сообщающихся сосудов», «Простые механизмы»; в VIII классе – «Тепловые двигатели», «Нагревательные приборы». Их продолжительность 1-2 часа. К ним даю опережающее домашнее задание.

Намечены и новые аспекты в проведении традиционных уроков, рассмотрим урок решения задач учителя 8-й средней школы г. Уварово Тамбовской об-ласти В. Н. Ардабьева [].

Урок первых задач. Изучен теоретический материал. Можно приступать к задачам. Начинаю это так: на доске заранее сделана запись условий трёх или четырёх типовых задач. Тетради учащихся закрыты, а глаза устремлены на доску. Вначале анализирую первую задачу: ставлю вопросы и отвечаю на них сам либо привлекаю к беседе школьников.; в классе напряжённое внима-ние. Наконец, запись решения закончена. Говорю: «Опустите голову вниз , закройте глаза. Кому непонятно решение задачи, посмотрите на меня». Если есть хоть один взгляд, кратко повторяю логику решения, пользуясь готовой записью на доске.после этого решение первой задачи стираю. Аналогично разбираю вторую, третью… Объявляю «Приступайте к самостоятельному решению в тетрадях двух первых задач. Как только справитесь с работой , поднимите руку».так создаётся «поле» для активной умственной деятельно-сти ребят. Через несколько минут вижу первую руку. Это Марина Ф. Быстро проверяю её решение. Тем временем поднимаютсяещё две руки. Правиль-ность решения у первого проверяю я, у другого – Марина. Когда появляются ещё руки, уже три ученика готовы проверять работы своих товарищей. Они же могут оказать помощь «застрявшим» одноклассникам. «А теперь, - гово-рю, - домашнее задание. Задачник А. П. Рымкевича, задачи №… . Два по-следних типа из четырёх, разобранных в классе, входят в число домашних. Поэтому вы легко сделаете домашнюю работу».

Урок-экскурсия

Уроки этого типа в первую очередь призваны показать учащимся практи-ческое приминение знаний, полученных при изучени темы или раздела курса физики. Ныне всю большую популярность у учитеоей получает активная ме-тодика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экс-курсии собирают материал для выполнения определённых заданий. Эта ме-тодика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятияи ознакомлении с его оборудованием и технологиче-ским циклом.

Опытом организации таких уроков делятся пофессор И. Я. Ланина и учи-тельница 190-й средней школы Санкт-Петербурга И. П. Шидлович [.158].

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога при-влечь учащихся к активной деятельности. Проиллюстрируем на примере обобщающей экскурсии по разделу «Элекрические явления» в XIII классе. Её цель – показать применение постоянного тока, электрических и электромаг-нитных явлений на производстве; объект экскурсии – цех завода или фабри-ки.

Ко времени проведения экскурсии (IV четверть) объём информации , кото-рую получили учащиеся, достаточен для того, чтобы каждый смог подробно вникнуть в суть вопросов: где, почему и как применяют на заводе электриче-ство? Урок строится как поиск-поход за ответами на эти вопросы. Класс раз-бивается на пять бригад, каждая получает своё задание.

Задание 1. Значение электричества для развития данного предприятия. Вы-яснить, как облегчился труд рабочих в связи с применением электричества, как повысилась производительность труда, каковы перспективы роста ис-пользования электричества на предприятии, какие рационализаторские предложения, связанные с электричеством, были внедрены, что они дали, как предприятие намерено экономить электроэнергию.

Задание 2. Электрические цепи и схемы: электрическая схема предприятия в целом. Её основные части и узлы. Электрическая цепь отдельного станка.

Задание 3. Электричество – источник света и тепла: электрическое освеще-ние в цехе, применение электрического нагрева на производстве, электро-сварка и электроплавильные печи на заводе, электросистемы для сушки из-делий или лакокрасочных покрытий.

Задание 4. Электродвигатели на производстве: их роль (функции), техниче-ские особенности и параметры.

Каждая бригада имееет в составе три рабочие группы: теоретическую, ин-жинерную и практическую. Члены первой выясняют принципы действия прборов, машин и цепей, о котрых они узнали на экскурсии; члены второй подробно разбираются в устройстве этого оборудования, а членов третьей интересует область использовани этих приборов на поизводстве, а также возможности их совершенствования. Все учащиеся сначала осматривают объект в целом, а затем побригадно знакомятся с тем оборудованием , кото-рое имеет отношение к полученному заданию.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: бригады дела-ют сообщения о выполнении заданий. Кроме того, могут быть заслушаны ученические выступления на темы «Завод завтрешнего дня», «лучшие люди завода»; материал для последнего дают интервью с передовиками производ-ства. В ходе обсуждения материалов конференции подводятся итоги и опре-деляется лучшая бригада. Все ученики получают оценки.

§2. Разработка своей деловой игры

2.1 Деловая игра

На практике я провела имитационную игру « Международная науч-ная выставка».

Цель игры: закрепить знания по теме «Воздухоплавание», повысить актив-ность учащихся в процессе обучения физике, вызвать познавательный инте-рес у учащихся, развить такие качества личности как коммуникабельность, самостоятельность, инициативность.

Имитационная ситуация такова: на международную научную выставку конструкторских моделей по использованию воздушных шаров, шаров-зондов приезжают представители разных стран. Каждая страна представля-ет свою модель. Победители выставки заключают долгосрочный контракт с Комитетом природных ресурсов для создания необходимой техники по представленным проектам моделей.

Учащиеся разделены по ролям: организатор выставки, конкурсное жюри, эксперты, конструкторы моделей, рекламодатели, критики.

Игра состоит из следующих этапов:

1. Вступительное слово организатора выставки (ввод в игру).

2. Представление жюри.

3. Просмотр моделей. Конструкторы характеризуют свои модели ( из чего состоит, каким газом заполняется шар, какой объём и т. д.).

4. Модели оценивают эксперты (решают задачи по данным характеристи-ки, например, найти пдъёмную силу шара, зная плотность газа и объём шара).

5. Модели защищают рекламодатели (ученики читают сообщения на применение данной модели в науке и технике).

6. Критики отмечают отрицательные стороны данной модели, задают во-просы (что такое балласт, подъёмная сила, как вычислить силу архиме-да?).

7. Вывод жюри. Определение победителя. Разрешение проблемной си-туации.

Анализ игры. Ребята активно принимали участие в игре, серьезно отне-слись к своим ролям. Конструкторы отвечали на вопросы критиков. Экс-перты решали поставленные задачи. Ребята с интересом играли и одно-временно закрепляли материал по воздухоплаванию. В классе царила ат-мосфера соперничества. Ребята проявляли свои творческие способности.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»