Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Характер в структуре личности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

им. СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ

ПЛАН РЕФЕРАТА.

• Определения “характер” и “структура личности”

• Строение характера

• Основной принцип классификации личностей

• История учений о характере

• Черты характера

• Характер и темперамент

• Классификация характера

• Психопатии и акцентуации характера у подростков

• Заключение

• Психологический тест

• Список использованной литературы

ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессу-ально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших под-структур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способно-стей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах дея-тельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только сущест-венные и устойчивые.

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА

Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя об-раз мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере то-го, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные усло¬вия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых прохо¬дит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредствен¬но формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спор¬тивная команда, тру-довой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для лич-ности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответ¬ствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития соз-даются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот про¬цесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивает-ся и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздей¬ствия, влияния, составляет жизненную направленность лич¬ности, т.е. ее материальные и духов-ные потребности, инте¬ресы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность лично-сти оп¬ределяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной актив-ности. Характер человека предполагает нали¬чие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его дейст-вий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между обще-ственно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей сте¬пи к от-ношению этих объективно существующих задач. Поэ¬му характер — это не про-сто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую дея-тельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельно-сти, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросан-ность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравствен-ный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направ-ленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение челове-ка. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной систе-мой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план, до-минируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убе-ждения. Убежденность определяет долгосроч¬ную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливо¬сти и важности дела, которое он выполняет. Особенности ха¬рактера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти инте-ресы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов не-редко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятель-ности и цельности., личности человека. И, наоборот, глубина и содержатель-ность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости лич-ности. Сходство интересов не предполагает аналогич¬ных особенностей харак-тера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и груст-ных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особен-ности, грани характера: напри¬мер, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих рома¬нов. Доминируют ли у человека духовные и материальные по¬требности и инте-ресы, определяют не только помыслы и чувст¬ва личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека постав-ленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определен-ное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определя¬ет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуа¬ции вы-бора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать сте¬пень выраженности у индивида мотивации достижения — его, потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих ус¬пех (проявле-ние инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (от-клонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, ини¬циативы и т.д.).

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ

А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917)

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претен-дующая на совершенство или законченность, является тем не менее шагом именно в этом направлении.

В основу классификации положен принцип активного приспособления лич-ности к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широ-ком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и че-ловеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упо-мянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индиви-дуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психиче-скому уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психиче-скому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к окру-жающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой ( и это самое важное)- тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени одаренности”. В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влия-ниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособле-нием к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наобо-рот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и пере-делывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преоб-разователей жизни.

Если деление по психическим уровням выражает собой степень активности приспособления личности к окружающей среде ( или, на более высоких уров-нях, степень

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»