Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Характер в структуре личности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяс-нял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что ха-рактер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании изуче-ния его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить высказыва-ние Чарльза Дарвина о том, что физиогномиста существенно знать, что “... каж-дый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более глубо-кими и видимыми “. Связь между внешностью человека и складом его характе-ра отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изо-бражении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А.В.Петровским, что причиной слегка приоткры-того рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носо-глотка, и напряженное внимание.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно по-лучить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребно-стью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, по-вторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на по-ложение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их мнению, выражение - это жест, закрепленный долгим повторением, идея и внешний об-раз тесно связаны между собой.

В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно счи-тать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность вы-разительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных дейст-вий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Ха-рактер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельно-сти: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно об-думывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не поду-мав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти осо-бенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторона-ми, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в ко-торых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера - это устойчивая форма пове-дения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуа-циями.

По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является веро-ятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Одна-ко вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном слу-чае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт ха-рактера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных ус-ловиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного по-ступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирова-ние черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведе-ния. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируют-ся в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчи-вость, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепле-ние поступков.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует постав-ленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряже-ние сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость харак-тера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера озна-чает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком при-способлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречи-вость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутству-ют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цель-ным, если же они резко контрастируют - то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в раз-личных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень неж-ным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, не-смотря на это, но именно в этом и проявляется.

Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотно-шение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необыч-ность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уве-ренность и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои ум-ственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умст-венных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и ха-рактерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозри-тельность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (реши-тельность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критич-ность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности ха-рактера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, веду-щие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявле-ний, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения чело-века к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности сле-дует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относит-ся человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классифика-ции важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе от-ношений:

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты ха-рактера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактич-ность - грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить опре-деленную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимо-проникновение указанных аспектов отношений.

5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Опреде-ляющую

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»