Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Характер в структуре личности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Опреде-ляющую роль в формировании характера играет отношение человека к общест-ву, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отно-шение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отно-шение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценоч-ное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы дея-тельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отноше-ния к себе как деятелю.

ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основ-ных:

1. - отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);

2. - противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антаго-низма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

3. - признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной ча-стью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

4. - признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существен-но зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темпера-мент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темпера-мента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность ре-акции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с оди-наковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный харак-тер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противо-речие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и прояв-лений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на фор-мирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных реф-лексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражи-телей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате че-го могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процес-сов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Не-обходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигналь-ной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям лич-ности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание кото-рой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в инди-видуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным груп-пам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типиче-ские черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. не-трудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластич-ностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХАРАКТЕРОВ.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации ха-рактеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на ти-пы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (дей-ствующий под влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принад-лежности к экстравертированному и интравертированному типу.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ

Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе ин-тересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны им-пульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Инровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов лично-сти на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруд-ненная адаптация.

Возможна также классификация на комфорный и самостоятельный; домини-рующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.

Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качествен-ную степень выраженности.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пред-ставляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант прояв-ления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характе-ра при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере чело-века проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затра-гивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не достав-ляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (ла-тентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации отно-сят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определен-ного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вари-ант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляю-щих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психоген-ные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди кото-рых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального ок-ружения, профессиональной деятельности и т.д.

ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разрабо-танной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, об-щительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хо-роших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»