Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Характер в структуре личности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипер-тимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком са-моуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окру-жающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от припод-нятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно за-частую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения мо-гут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприят-ностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих подростков зависит мно-гое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоя-щее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их на-строение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мни-тельностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто произво-дят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с те-ми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают боль-шую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формиру-ется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсиру-ют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти под-ростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по воз-расту.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интел-лектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к са-моанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, не-редко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них со-четается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений - со скоропали-тельными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкну-тость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть од-ни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми ув-лечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, - любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покор-ности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного ре-жима они чувствуют себя нередко на высоте, “умеют угодить начальству, до-биться определенных преимуществ, завладеть... постами, дающими в руки... власть, установить диктат над другим”.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда посто-янного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склон-ность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характер-ны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы ока-зать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе нефор-мальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабоволь-ный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышен-ную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безде-лью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе про-фессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритиче-ское, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - “быть, как все”. Это тип приспособленца, кото-рый ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание сво-ему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология характе-ра, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выражен-ность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявля-ются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реак-ция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реак-циями психопата теснее связаны с писихотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым ука-зывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.

нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдель-ными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью пред-ставляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что на-блюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного ти-па может быть различным: один параноик может быть всеми признанным уче-ным, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, по-нятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойст-венные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высоко-одаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фан-тазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ

«Что вы знаете о себе» или выявление акцентуации характера.

Тест предназначен для выявления акцентуации личности. Теоретической основой теста является концепция «акцентуации личностей» К. Леонгарда, ко-торый считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основ-ные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характе-ра становятся акцентуациями характера.

Тест содержит 10 шкал, в соответствии с 10 выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые на-до ответить «да» или «нет».

ВОПРОСЫ:

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой пе-чали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»